Проект «Лицо школы»

 

МОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 82



Адрес, телефон, проезд, руководство

МОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 82, 150042, г.Ярославль, ул.Урицкого, 27-а. (84852) 55-04-83 (ф.),  е-mail:p3int82@edu.yar.ru, http://int82.edu.yar.ru/ 
Проезд автобусами №№ 10, 11, 25, 42,  маршрутным такси №№ 51, 90 до остановки «Дом одежды», автобусами №№ 8, 9, маршрутным такси № 38, 46, 71, 78, 80, 83, 95, 90 до остановки «Улица Урицкого».
Год основания: МОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 82 открыта в 1 сентября 1988 г. в 2-х приспособленных и переоборудованных зданиях детских садов. С тех пор уже 19 поколений выпускников получили образование и специальность в нашем уютном доме. В 2008 г. школа-интернат отметила 20-летний юбилей.
Директор школы – Саватеева Анна Львовна, первая квалификационная категория, административный стаж – 8 лет, имеет педагогическое (учитель истории, высшая квалификационная категория), дефектологическое и юридическое образование,  Почетная грамота департамента образования Ярославской области. Заместители  директора по: научно-методической работе – Макшанцева Эльвира Николаевна, высшая квалификационная категория, административный стаж – 34 года, автор «Школы – центра социально-трудовой адаптации и реабилитации»,  в должности директора данной школы -  с основания  до 2008 г., Заслуженный учитель школы РФ, награждена медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II и I степени; воспитательной работе – Быкова Марина Николаевна, первая квалификационная категория, административный стаж – 2 года,  Почетная грамота Министерства образования и науки РФ; учебно-воспитательной работе - Тишкин Сергей Иванович, первая квалификационная категория, административный стаж – 4 года, Почетный работник общего образования РФ, имеет профессиональную переподготовку в сфере «Управление персоналом».
Школа-интернат имеет лицензии: на осуществление образовательной деятельности; профессиональную подготовку по 6-ти  востребованным профессиям; медицинскую деятельность по 6-ти видам работ и услуг (медицинский массаж, сестринское дело в педиатрии, физиотерапии, медицинские осмотры предрейсовые и послерейсовые, первичная медико-санитарная медицинская помощь по педиатрии, осуществление  специализированной медицинской помощи по психиатрии).
В школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и диагнозами «умственная отсталость легкая – F-70», «умственная отсталость умеренная – F-71». Из общего числа обучающихся примерно 8%  обучаются на дому, 20-23% учащихся являются инвалидами, 10-12% учащихся – опекаемые. Состав семей воспитанников – сложный и социально незащищенный.
В школе работают 91 чел., из них - 56 педагогов. Имеют: высшую квалификационную категорию - 14 чел., первую квалификационную категорию -  20 чел., вторую квалификационную категорию - 12 чел., награждены государственными наградами (медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II и I степени, медаль «За трудовое отличие»)- 3 чел., звание «Заслуженный учитель РФ» - 5 чел., нагрудный знак «Почетный работник общего образования» - 3 чел., знак «отличник народного просвещения» -       7 чел., почетной грамотой Министерства образования и науки РФ – 11 чел., лауреат премии Губернатора в области образования (2000 г.)  – 1 чел., почетной грамотой департамента образования Ярославской области – 25 чел., почетной грамотой управления образования мэрии города Ярославля – 30 чел.

Миссия ОУ

Создание коррекционно-развивающего, здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого воспитанника и на этой основе решение проблемы социально-трудовой адаптации, реабилитации, профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья, социальной интеграции выпускника школы в современное общество.

Приоритетные направления работы

Инновационная деятельность
Распространение опыта

МОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 82 работает в режиме «Школа – центр социально-трудовой адаптации и реабилитации» (авторская школа, автор Макшанцева Э.Н.).
В 1992 г. проект был защищен в Министерстве образования РФ при поддержке Ярославского областного отдела народного образования.
«Школа – центр» - школа принципиально нового направления, определяющего содержание и формы  взаимодействия общества и детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность разработки новой модели учреждения обусловлена ростом числа детей с проблемами развития, несформированностью в обществе заботливого отношения к лицам с ограниченными возможностями, декларативностью имеющейся нормативно-правовой базы специального образования, недостаточностью новых технологий обучения, методик социально-трудовой адаптации и реабилитации выпускников.
Практически при любом отклонении от возрастной нормы развития и при любой степени тяжести этого отклонения возможно создать для ребенка условия, обеспечивающие положительную, поступательную динамику его развития, пределы которого не установлены. В любом виде учебной, профессиональной деятельности могут быть созданы условия, обеспечивающие реабилитационный эффект.
В школе должно быть хорошо и ребенку и взрослому. Новизна «Школы-центра» - в личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, социально-трудовой адаптации и реабилитации в рамках новой 11-летней структуры обучения (первый в городе и области), лицензированной профессиональной подготовке.
Основная цель: социально-трудовая адаптация и реабилитация, благоприятная интеграция в общество. Основные направления модернизации деятельности «Школы-центра»: организационно-структурное преобразование; изменение содержания и повышение качества коррекционно-развивающего обучения до уровня соответствующего социально-экономическим условиям настоящего времени; социальная защита воспитанников, как комплекс психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка по формированию его  индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям (интеграция в общество).
Высокий уровень профессионализма коллектива позволил при реализации данной модели обеспечить единство учебно-воспитательного процесса, лечебно-профилактической и реабилитационной работы.
С 1991 г. «Школа – центр» получила статус областной экспериментально-опытной площадки и в течение 10-ти лет работала в открытом режиме для школ города и области. С 1994 г. - открыто 11-летнее образование. С 1996 г. – школа лицензирована и аттестована на право проведения профессиональной подготовки. Полученная профессиональная подготовка позволяет воспитанникам достаточно безболезненно интегрироваться в общество здоровых людей и занять в нем определенное место. Больше 70% выпускников 11-х классов трудоустраиваются и около 50% - по профессии.
Результаты деятельности «Школы – центра» востребованы, что подтверждается множеством семинаров, конференций, совещаний, выездных коллегий российских регионов, Министерства образования и науки РФ, которые проводились на базе учреждения образования или участниками которых мы были (см. таблицу № 5).. Социально-трудовая адаптация, психологическая, педагогическая, психиатрическая, социальная, педиатрическая коррекционная помощь учащимся и их семьям, охрана и укрепление здоровья ребенка  - приоритетные направления в деятельности учреждения. «Школа – центр» обеспечивает единство учебно-воспитательного процесса, лечебно-профилактической работы и реабилитационного режима, направленных на компенсацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из первых в России школа-интернат № 82 начала проводить психолого-педагогическое и медико-социальной сопровождение ребенка в образовательном учреждении.
С 2003 г. по настоящее время в рамках программы развития мы занимаемся оптимизацией действующей модели «Школы – центра», которая включает 8 системных подпрограмм, что дает в ожидаемом результате – создание эффективно работающей модели «Школа – центр социально-трудовой адаптации и реабилитации» как социального института, обеспечивающего стабильную социальную интеграцию воспитанников в общество.
Подпрограмма № 1 «Система развития коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы» (руководители: Макшанцева Э.Н., Чумакова В.Н.). Реализуется как методическая тема школы с 2002 по 2006 г. - развитие коммуникативных навыков; обучение межличностным отношениям с применением коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе для решения поведенческих проблем воспитанников; внедрение мониторинга коммуникативных способностей; приобретение ребенком социально принятых обществом навыков, поскольку он к этому обществу принадлежит; создание гибких организационных форм обучения, воспитания в контексте индивидуально-дифференцированной педагогической работы, направленной на формирование компетентности ребенка, развитие компенсаторных механизмов личности, позволяющих ребенку жить в мире и чувствовать себя его частью.
Практический выход: комплексы дидактических материалов по развитию коммуникативных способностей учащихся (по предметам, по классам); конспекты занятий с использованием активных форм развития общения, культуры речи; разработка методических материалов; подборка стимульных материалов для практических занятий и методической литературы по проблеме делового общения; картотека игр и занимательных заданий на развитие коммуникативных способностей учащихся с учетом возрастных особенностей.
Подпрограмма № 2 «Разработка индивидуальных реабилитационных программ для детей-инвалидов» (2007 г. (автор  Никифорова А.В.)). Одобрена Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области в ходе лицензирования медицинской деятельности.
Подпрограмма № 3 «Здоровье и образование» (научный руководитель - Тихомирова Л.Ф., соруководители - Макшанцева Э.Н., Саватеева А.Л.). Является научно-методической темой школы с 2008 по 2011 г. Цель: сохранение и укрепление здоровья в процессе обучения в специальном (коррекционном) учреждении. Объект: учебно-воспитательный процесс. Предмет: здоровьесберегающие технологии. Субъекты: воспитанники с различной степенью недостаточности.
Сформирована коррекционно-развивающая и здоровьесберегающая среда на основе существующей модели. Организован постоянно действующий семинар для педагогических работников по здоровьесберегающим технологиям и использованиям их в учебно-воспитательном процессе. Разработано методическое пособие по использованию специального реабилитационного оборудования в учебно-воспитательном процессе (авторы: Макшанцева Э.Н., Макшанцева Э.Н., Тишинова Е.А., Трофимова В.Л.). Откорректирована программа «Здоровье». Разработан мониторинг здоровья. используется психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение с 1 по 11 классы. Готовится к изданию научно-методическое пособие для коррекционных учреждений.
Подпрограмма № 4  «Кадры»  (научный руководитель   -  Макшанцева Э.Н.,  автор – Габайдулина А.Р.). Тема: «Модернизация системы делопроизводства в образовательном учреждении. Создание кадровой службы. Ведение кадрового документооборота. Формирование организационной культуры».
Актуальность: рациональное управление персоналом в специальных коррекционных учреждениях, обеспечение современной системы делопроизводства. Цель: внедрение нового научно-практического направления – управление персоналом (кадровый менеджмент) в специальном коррекционном учреждении, совершенствования документационного обеспечения управления путем повышения эффективности технологии работы с документами. Объект: учебно-воспитательный и трудовой процессы в специальном (коррекционном) учреждении. Предмет:  система документооборота школы-интернаты и материалы. Субъекты:  персонал специального (коррекционного учреждения).
Подготовлены рекомендации по совместной работе с психологической службой учреждения, разработан спецкурс (теория), обеспечивающий получение необходимых знаний, умений, навыков по организационной культуре, разрабатывается учебный практикум. Осуществляется оценка эффективности существующей модели организационной культуры (опрос, анкеты, документы) и разрабатываются рекомендации по разработке отдельных ее сторон. 
В итоге работы в   печати будет издано научно-методическое пособие по вопросам управления персоналом в образовательных учреждениях.
Подпрограмма № 5  «Информатизация»  (научный руководитель -  Новоторцева Н.В.,  автор – Тишкин С.И.). Программа была разработана в 2005 г. Для реализации программы информатизации: приобретена дополнительная компьютерная техника; проведена подготовка учителей в области ИКТ, педагоги прошли курсы «Основы компьютерной грамотности», 13 педагогов обучились на курсах по программе Intel «Обучение для будущего», 1 педагог является тьютором; создан сайт школы, размещенный на сервере Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании; создана локальная сеть, которая объединяет все компьютеры.
Для администрации создание локальной сети позволило автоматизировать управленческую деятельность: работает сетевая версия программы АСИОУ; организован мгновенный обмен документами по сети между компьютерами; созданы сетевые папки, в которых хранятся документы для общего пользования. Каждый компьютер в сети имеет доступ в Интернет, что позволяет осуществлять быстрый поиск полезной информации.
Подпрограмма № 6 «Информатизация учебно-воспитательного процесса» (научный руководитель -  Новоторцева Н.В.,  автор – Тишкин С.И.).
Проблемой использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы мы начали заниматься еще в 1993 году с разработки компьютерной контролирующей программы по столярному и швейному делу для проверки уровня знаний по предметам.
Метод тестирования начал активно использоваться учителями вышеуказанных предметов. Необходимо отметить, что в результате использования тестов на уроках столярного и швейного дела уровень знаний учащихся повысился.      Реализация программы информатизации невозможна без участия всех участников образовательного процесса. Поэтому с 2006-2007 учебного года педагогический коллектив школы-интерната начал работу над учебно-методической темой «Внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе», которая предусматривает 3 этапа: 1 этап (2006-2007 уч.г.) - «Современный педагог»; 2 этап (2007-2008 уч.г.)  - «Новые педагогические технологии»; 3 этап (2008-2009 уч.г.)  - «Творческое развитие».  Педагогами школы составлены индивидуальные планы работы по учебно-методической теме.      На сегодняшний день учителя и воспитатели активно используют ИК - технологии на уроках и воспитательских занятиях.
В 2006 году в учебный план введен факультативный курс «Основы компьютерной грамотности» для 5-11 классов. Благодаря введенному курсу учащиеся приобретают пользовательские навыки работы на компьютере, а в 10 и 11 классах применяют полученные знания, умения и навыки в проектном обучении. Метод проектов с использованием средств ИКТ – это новый вид деятельности учащихся нашей школы. Широкое применение он получил на уроках профессиональной подготовки (столярное, швейное, парикмахерское, трикотажное дело). Учащиеся вместе с учителем формулируют темы исследований, ищут информацию в Интернете, обрабатывают ее, изготавливают изделия и параллельно создают презентации, буклеты и сайты. Завершающим этапом является защита проектов. За два года создано 14 проектов.
Подсистема № 7 «Современные анимационные средства развития и социализации подростков» (научный руководитель -  Новоторцева Н.В.,  автор – Тишкин С.И.). Воспитатели в своей работе также нашли применение информационно-коммуникационных технологий. Наряду с компьютерными презентациями и тестированием, во внеурочной деятельности воспитатели вместе с детьми увлечены созданием анимационных фильмов. Была разработана авторская программа «Оживляй-ка поживей!» (рецензия дефектологического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского), которая уже 3 года используется в коррекционной работе воспитателями нашей школы. За это время создано 8 анимационных фильмов. Кроме того, наши учащиеся во внеурочное время посещают коррекционные занятия «Компьютерные игры». Подсистема № 8 «Дальнейшее совершенствование соуправления как системы, обеспечивающей социализацию каждого воспитанника: разработка в помощь учителю и воспитателю» (2009-2012 г.)) (руководитель -  Саватеева А.Л.,  автор – Тишкин С.И.).

Особенности организации образовательного процесса

Специфика образовательной программы школы-интерната состоит в том, что в ней отражены разработки новых подходов в решении проблемы социальной интеграции воспитанников в современное общество. Опыт представлен на примере работы по социальной и профессиональной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны четкие критерии реализации образовательной программы, критерии здоровья учащихся, выполнению которых способствует богатое программно-методическое обеспечение, высококвалифицированные кадры.
Реализуемые образовательные программы: адаптированные программы для учащихся с диагнозом «умственная отсталость умеренная»; государственные программы начальной и основной школы; авторские программы для классов профессиональной подготовки.
Наряду с обязательными образовательными курсами (13) учебный план школы-интерната содержит предметы школьного компонента (6): ОБЖ, физкультура, краеведение, черчение, основы экономических знаний, прикладная экономическая математика, которые решают общеразвивающие и практические задачи.
Разнообразные приемы коррекционного воздействия нашли отражение в учебных предметах раздела «Коррекционная подготовка» (5):  ритмика, развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, социально-бытовая ориентировка, самообслуживание, предметно-практическая деятельность и ручной труд.
Своеобразным посредником в усвоении не только учебных предметов, но и новых способов взаимодействия друг с другом, с взрослыми, с окружающим миром через конкретную практическую деятельность являются факультативы (9): человековедение, этика, риторика, культура молодого рабочего, основы компьютерной грамотности, ЛФК, деловое письмо, развитие коммуникативных способностей с элементами тренинга, основы безопасности жизнедеятельности. Программы авторские, имеют рецензию.
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия (3): лечебная физкультура, развитие психомоторики и сенсорных процессов, логопедические занятия проводят узкие специалисты: врач, педагог-психолог, учитель-логопед.
Основой социализации и интеграции для детей с нарушением в интеллектуальном развитии является трудовая деятельность. Созданная в школе-интернате материально-техническая база, максимально приближена к производственной. С 5-9 класса осуществляется профессионально-трудовое  обучение по профессиям: швея, столяр, обувщик по ремонту обуви, мастер росписи по дереву, вязальщица трикотажных изделий и полотна, парикмахер.
Учебный процесс организован исходя из способностей и возможностей каждого ребенка. Дети, не усваивающие общую программу, занимаются по индивидуальным или сниженным программам. Учащиеся, имеющие медицинские показания, обучаются на дому индивидуально. По общеобразовательным предметам экзамены не сдаются. Годовые отметки выставляются на основе текущей успеваемости и контрольных работ по математике, письму и развитию речи.
По окончанию 9 класса воспитанники сдают выпускной экзамен по изучаемой профессии, а желающие получить разряд – дополнительно квалификационный экзамен. После 9 класса учащиеся имеют возможность продолжить обучение в 10-11 классах, повышая квалификацию по выбранной профессии или выбрать другую. Профессиональная подготовка в 10-11 классах проводится по авторским программам, разработанным на основе стандартов РФ по профессиям. Главное их достоинство – доступность и коррекционная направленность. Профессиональная подготовка в 11 классе завершается производственной практикой и квалификационным экзаменом, с присвоением разряда по профессии и выдачей свидетельства установленного образца об уровне квалификации. При необходимости выпускникам оказывается помощь в трудоустройстве.
Ежегодно в каникулярное время  в июне месяце на базе школы- интерната № 82 работают оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей (от 20-30 человек), профильный лагерь (трудовой отряд старшеклассников от 30-40 человек).
Продолжительность учебной недели - 1-4 классы - 5-дневная неделя, 5-11 классы - 6-дневная неделя. Обучение в первую смену, кроме 10 класса. Для учеников начальной школы предусмотрен дневной сон, между 3 и 4 уроками 45 минутная динамическая пауза на свежем воздухе. Учащиеся  классов с умеренной умственной отсталостью ежедневно в 17-30 уходят домой, учащиеся 5-9-х классов и старшеклассники, живущие не в Дзержинском районе, проживают в интернате с понедельника по субботу (согласно лицензии, определяющей количество спальных мест). Во второй половине дня проводятся занятия по оздоровлению учащихся, по развитию их трудовых навыков, творческих способностей.
В школе-интернате работает медицинский блок. Все кабинеты оснащены необходимым медицинским оборудованием. Медицинская служба работает по следующим направлениям: диагностика состояния здоровья учащихся (углубленный медицинский осмотр 2 раза в год силами врача-педиатра и врача-психиатра с привлечением узких специалистов). Составление индивидуальных программ по оздоровлению каждого ребенка, которые включают: рекомендации по рациональному режиму, объему двигательной активности, занятиях в разных группах по физической культуре; рациональное питание; оздоровительный массаж, ЛФК; медикаментозная терапия (профилактика обострений хронических заболеваний); Физиотерапия и солярий (с учетом противопоказаний); Психологическая разгрузка с использованием аэрофитотерапии; Корректоры поведения (по показаниям с согласия законных представителей); витаминотерапия; иммуностимуляция с целью профилактики гриппа; профилактические прививки по календарю.
Реализация программ по оздоровлению детей: контроль за режимом, учебными нагрузками, соблюдением здоровьеохранительного режима на занятиях, проведением уроков физкультуры; контроль за соблюдением натуральных норм питания и соблюдением требований санитарно-гигиенического режима на пищеблоке; проведение запланированных оздоровительных мероприятий силами медицинских работников; работа с родителями по вопросам здоровья детей, рекомендации по лечению и оздоровлению учащихся.
Валеологическое образование: санитарно-просветительная работав форме бесед, лекций, сан. бюллетеней.
Второй год школа работает по программе Здоровьесберегающее образование». Педагогический коллектив школы-интерната прослушал курс лекций Тихомировой Л.Ф., профессора, д.п.н., к.м.н. ЯГПУ им.К.Д. Ушинского «Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики».
В школе- интернате широко развита система дополнительного образования. В школе реализуется единая комплексная  воспитательная программа и подпрограмма «Семья и школа».
Составляющими воспитательной системы служат: система ученического соуправления, цель которой: организация сплоченного детского коллектива, подготовка школьников к производственному коллективному труду, развития активности, самостоятельности, организаторских способностей учащихся.  В школе работают комиссии, штабы, советы: ученический совет, санитарная комиссия, культмассовая комиссия, штаб бережливых, совет цветоводов, совет физоргов, редколлегия; работа с «трудными» учащимися, цель которой: коррекция поведения учащихся, склонных к правонарушениям, осуществление мер воспитательного воздействия на «трудных» учащихся.
В школе работает Совет профилактики правонарушений.

Достижения: учреждение

Ноябрь 2003 г.: по инициативе Министерства образования Российской Федерации в школе-интернате были организованы курсы повышения квалификации для руководящих работников системы специального образования Центрального региона России  по теме «Управление специальным образованием», которые получили высокую оценку экспертов Министерства образования РФ.
2003-2007 гг. участие в конкурсе «Учитель года»: 2003 год – Никитина И.П., лауреат конкурса; 2003 год – Артюх Т.Э. лауреат конкурса; 2004 год – Быкова М.Н., лауреат конкурса, премия Народного учителя России Шарова В.И.; 2005 год – Елизарова В.М., победитель конкурса, III место; 2007 год – Трофимова В.Л., победитель конкурса, II место.
Апрель 2004 г. образовательный форум – 2004 г., Москва, по приглашению Министерства образования РФ, почетные участники. Август 2004 г. уастие в фестивале искусств Дзержинского района «Лучшее офисное оформление»,  диплом победителя. Ноябрь 2004 г. визит директора школы с особыми образовательными потребностями ребенка из Великобритании в школу-интернат № 82 для обмена опытом. Февраль 2005 г. курсы повышения квалификации руководителей (заместителей) коррекционных школ-интернатов, детских домов и общеобразовательных школ, имеющих классы коррекции по программе «основы управления специальным коррекционным общеобразовательным учреждением» на базе школы-интерната № 82 через факультет повышения квалификации ЯГПУ им.К.Д. Ушинского.
2008 г. по заказу департамента образования Ярославской области в рамках Программы развития  образования в Ярославской области в школе-интернате были подготовлены и выпущены: методическое пособие «Основы управления специальным образованием» (Авторский коллектив: Макшанцева Э.Н., Новоторцева Н.В.). В пособии изложены вопросы управления системой специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на уровне общеобразовательных учреждений, реализующих специальные (коррекционные) программы VIII вида, осуществляющих процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду учреждений для любой модели интегрирования.      Пособие может быть полезно и для руководителей специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений любого вида.      Научно-практические материалы освещают проблемы управления специальным образованием с учетом современных тенденций развития интегрированного образования в России. Нормативно-правовую основу предложенных материалов составляют акты, положения, письма, приказы, регламентирующие организацию специального образования в России. Кроме того, материалы содержат авторские разработки. Методическое пособие «Психолого-педагогическое  и медико-социальное сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах» (Авторский коллектив: Макшанцева Э.Н., Новоторцева Н.В.).      В пособии изложены теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, дано определение понятия «сопровождение», а также его видов, представлены и проанализированы основные научные концепции сопровождения как новой образовательной технологии. Книга содержит необходимый для участников процесса сопровождения материал по правовым основам и государственной политике в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. В пособии представлен материал, необходимый для педагогов-практиков: психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей, принципы организации и осуществления коррекционно-направленного учебно-воспитательного процесса, методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ограниченными возможностями в условиях общеобразовательной школы.
Апрель 2009 г. секция №4 на базе школы-интерната №82 «Социальная адаптация, реабилитация, трудовое обучение и профессиональная подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья» областной конференции «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья».

Достижения: дети

2004 г . -  1е место в соревнованиях по мини-футболу в Турции. 2005 г.  – в рамках Специальной Олимпиады, Областной спартакиады для учащихся специальных (коррекционных) школ- интернатов: 1е место по Ярославской области по плаванию; 1е и 2е места по России по бадминтону в Красноярске;  2е место по России по легкой атлетике в Щербинке; 3 золотых, 4 серебряных, 2 бронзовых по гимнастике в Воронеже. 2005 г. – районный конкурс рисунков «Добрая дорога детства», 2 место. 2006 год - участие в фестивале искусств Дзержинского района «В мире красок и мелодий», диплом Лауреата I степени. 2006 г. – районный конкурс рисунков «Мой любимый  и родной город Ярославль», 1 место. 2007 г. - участие в областном конкурсе «Мишкин дом», композиция «В гостях у трех медведей», диплом I степени. 2007 г. - участие в городской выставке технического творчества учащихся, посвященной 1000-летию г. Ярославля: номинация «Художественное моделирование» (поделки из древесины - набор детской мебели), диплом II степени; номинация «Художественное моделирование» (поделки из древесины – изготовление мебели для рабочего места секретаря), диплом III степени; номинация «Художественное моделирование» (поделки из древесины - за    роспись точеной посуды), диплом III степени. 2007 г. – городская выставка «Юннат – 2007», номинация «Царство цветов», диплом III степени. 2007 г.  – областная выставка «Юннат – 2007», номинация «Заморское чудо» - I место, номинация «Заморское чудо» - II место, номинация «Плодоводство» - II место.
2006-2007 учебный год - областная спартакиада   среди 18 специальных учреждений, 3 место; 2007-2008 учебный год  - в рамках областной спартакиады для учащихся  специальных (коррекционных) школ – интернатов: 1е и 2е места по бадминтону г. Ярославль; 1 место по лыжным гонкам г. Ярославль; 2007 -2008 учебный год – районный конкурс «Дороги родного края» -  3 место.
2008 год – X областной фестиваль детского творчества «Планета детства»  - 2 место в номинации «Народная песня». 2008- 2009 год – 3 золотых медали по плаванию в международных соревнованиях   «Европа без границ» в Финляндии. 2008 – 2009  год  - областные соревнования по бадминтону – 1 место, по настольному теннису – 1,2 место, по лыжному спорту – 2 место. 2008-2009 учебный год  - победители  областного конкурса рисунков «Выборы глазами детей».

Социальные партнеры

Школа- интернат взаимодействует:

  • с вузами г. Ярославля (кафедра логопедии и олигофренопедагогики дефектологического факультета ЯГПУ, кафедра педагогики ЯГПУ, факультет физвоспитания ЯГПУ);
  • с административными органами (отдел образования, отдел опеки, отдел социальной защиты, КДН, отдел по делам молодежи, УВД районов);
  • с общественными организациями (совет ветеранов, спонсоры);
  • с учреждениями дополнительного образования («Россияне», «Витязь», «Ярославич»), с администрацией музеев, кинотеатров, библиотек, театров, филармонии, планетария, цирка;
  • с психолого- медицинскими службами (детская поликлиника №3, ЯОПБ, центр помощи детям, центр «Доверие»).

Школа- центр осуществляет сотрудничество международного уровня с Бельгией, Великобританией.

Материально-техническое оснащение

учебные кабинеты – 9; Спортивный зал - 1; Компьютерный класс - 1; Тренажерный зал - 1; столярные мастерские - 3; игровая комната - 2; обувная мастерская - 1; футбольное поле - 1; учебная парикмахерская - 1; баскетбольная площадка - 1; швейные мастерские - 2.
Медицинский блок: кабинет врача-педиатра - 1; изолятор на 2 койки - 1; кабинет врача-психиатра -1; кабинет для общего УФО - 1; кабинет массажа - 1; кабинет ЛФК с мягкими модулями и сухим бассейном.
Вязальная мастерская - 1, мастерская росписи по дереву - 1; кабинет педагога-психолога - 1: кабинет социального педагога - 1; кабинет учителя-логопеда - 2; кабинет психологической разгрузки - 1; библиотека - 1; читальный зал - 1; сенсорная комната.
Учебно-наглядные пособия, специальное оборудование для кор-дидактические комплексы; рекционно-развивающей работы.
Аудиовидеотехника и пр.техника в достаточном количестве; компьютеры – 12 и 1 ноутбук. 
Столовая школы-интерната имеет обеденный зал на 56 посадочных мест, оборудована необходимым холодильным и технологическим оборудованием.
Для обеспечения безопасности образовательного процесса в школе-интернате имеется тревожная кнопка, автоматическая пожарная сигнализация, круглосуточная  охрана.