Проект «Лицо школы»

 

МОУ СОШ №90



Адрес, телефон, проезд, руководство

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 90, 150064, г. Ярославль, Ленинградский пр-т, 64а, т.53-69-77, 53-65-55 (Дзержинский район).
Директор школы: Терех Сергей Владимирович.

Миссия ОУ

Создание открытой образовательной среды, в которой гармонично соорганизованы процессы обучения, воспитания, социализации, стимулирующей и поддерживающей мировоззренческое и социокультурное самоопределение всех субъектов образования.

Приоритетные направления работы

Освоение педагогическим коллективом школы и внедрение в практику обучения продуктивных образовательных технологий
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
Организация образовательного процесса, направленного на формирование и удовлетворение заказа учащихся и родителей на дополнительные образовательные услуги 
Создание в школе благоприятной среды для самоосознания учащимися своей причастности к школьному содружеству на принципах гражданского и патриотического воспитания
Организация воспитательного процесса в формах, обеспечивающих переход организационной культуры школы на новый качественный уровень

В условиях общей тенденции  технологизации образования ведущим направлением деятельности педагогического коллектива становится проектно-моделирующее направление. Оно обозначено как одно из основных в Программе развития школы на 2008-2011 годы. Обязательным элементом образовательного цикла школы должны стать учебные проекты, которые будут выполняться на всех ступенях обучения.
Цель проектной деятельности – активное применение полученных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания. Участники образовательного процесса осваивают техники и приемы, необходимые для выполнения проектов:

  • умение находить информацию в различных источниках;
  • использовать разные способы обработки и хранения информационных ресурсов;
  • различные формы презентации результатов проектной деятельности.

С 2004 года в школе разработана программа «Здоровье». Данная программа является комплексной, объединяя усилия администрации школы, педагогов, психологов, медицинских работников, родительской общественности. В программе выделяются три основных направления деятельности:

  • создание условий охраны и укрепления здоровья детей;
  • формирование здорового образа жизни и осознанного отношения к здоровью;
  • социальная, психологическая и медицинская реабилитация нуждающихся детей.

Наша школа работает в тесном контакте с городским центром психолого-медико-социального сопровождения диагностики и консультирования школьников: проводятся семинары для педагогов, общешкольные родительские собрания по вопросам здоровья и безопасности. В рамках профилактики безопасности на дорогах школа тесно сотрудничает с областным ГИБДД. Совместно с инспекторами ГИБДД проводятся практические занятия, беседы с учащимися, общешкольные родительские собрания. По итогам 2006-2007 года школа заняла 1 место в областном конкурсе за лучшую профилактическую работу по  дорожной безопасности.
В школе реализуется инновационный образовательный проект «Пчелиный класс» (Beeroom), или «БИрум» - создание многофункционального интерактивного Центра, цель которого: создать в школе благоприятную среду для самосознания учащимися своей причастности  к школьному содружеству через деятельность многофункционального центра «БИрум».
Система воспитательной деятельности в школе основана на главном компоненте – комплексе школьных ключевых дел годового круга и круглых дат, при подготовке и проведении которых используются эффективные методы воспитания, обучения и развития, основанные на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях (проектная деятельность, КТД, групповая кооперация).

Особенности организации образовательного процесса

Использование современных образовательных технологий
Деятельность ЦДОД школы
Орган общественного управления в школе: общешкольный родительский комитет

В 8- 11 классах  образовательная область «Математика» увеличена на 1 час, что позволяет классах отрабатывать практические навыки и формировать более прочные знания и умения.     С 7 по 11 классы в учебный план школы прочно вошла информатика. Ориентация в современном информационном пространстве, рациональное использование информационных технологий и компьютера как наглядного средства является неотъемлемой частью в развитии учащихся. Именно поэтому информационному образованию уделяется особое внимание. На расширенное изучение предмета в 10 классах добавлено 2 часа, в 11а -1час, в11б-3 часа.
Образовательная область «Обществознание» способствует принятию учащимися социальных норм, культурных ценностей, нравственных устоев, достойных образцов поведения и формированию жизненной позиции на основе усвоения позитивного социального опыта. Для усиления практико - ориентированности содержания предмет «Обществознание» расширен на 1 час. Образовательная область «Естествознание». Учитывая экологическую направленность предмета в 8-х классах на предмет «Химия» добавлен 1 час с целью более  прочного освоения естественно-научными знаниями в объёме государственного стандарта.
Для реализации предпрофильного обучения предусмотрено введение обязательного для посещения учащимися курса «Психологическое консультирование и информирование» длительностью 35 часов.      Дополнительно предложено 7 курсов по выбору продолжительностью 17 часов: «Такая разная информатика»,  «Графика Паскаль», «Секреты красоты», «Издательское дело», «Физика и спорт», «Немного я мастер», «Деловой этикет». Все курсы с успехом выбираются учащимися школы.  
В 10-х, 11-х классах обучение ведется по универсальному учебному плану, изучение элективных предметов проводится в школе.
В образовательном процессе школы используются следующие современные технологии и их элементы: технология развивающего обучения; информационные (компьютерные) технологии; проблемные и исследовательские методы обучения; проектные технологии; технология интенсивного обучения с помощью опор и опорных конспектов; технология уровневой дифференциации обучения; игровые технологии.
В 2008 году на «5» и «4» ЕГЭ по математике сдали 42 человека (из 55). Средний балл по школе -52,09%, по Ярославской области – 44,5%. В 2008 году 93% выпускников школы поступили в ВУЗы.
В апреле 2004 года открыт Центр дополнительного образования детей как структурное подразделение школы. Основное предназначение Центра – удовлетворение образовательных и социокультурных потребностей учащихся, развитие мотивации к здоровому образу жизни, к познанию и творчеству, создание условий для организации содержательного досуга детей. Образовательная деятельность Центра направлена на реализацию программ дополнительного образования физкультурно - спортивной, художественно – эстетической, образовательно - познавательной направленностей.
В настоящее время на базе Центра открыто три отделения: «Спорт», «Творчество», «Знание», где в детских объединениях ежегодно занимается около 60% учащихся школы. Деятельность детей на данных отделениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных детских объединениях по интересам. Отделение «Спорт» включает такие объединения как клубы «Атлет» и «Грация», фитнес – студия «Азарт», волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, общая физическая подготовка. Отделение «Творчество» - изостудия «Пчёлка», творческая мастерская «Бисероплетение», танцевально-хореографический коллектив «Каприз», танцевальный коллектив эстрадного танца «Контрасты», Класс современного танца, школьное радио «От 7 до 17». Отделение «Знание» - математические кружки «Смекай, считай, отгадывай», «Математическая шкатулка», «Квантор», «Информатика в играх и задачах», экологический кружок «Мир вокруг нас», кружок английского языка.
Воспитательная система школы – это система, основными факторами развития которой являются сложившиеся традиции, помогающие обеспечивать преемственность, востребованность, популярность школы. Школьные традиции сложились в процессе формирования организационной культуры (от культуры «ордена» - к «культуре деятельности»).
Для любой  организационной  культуры значим и важен символический аспект. Не случайно в нашей школе, которую ждали 5 лет, появился символ школы - Пчела.   Все участники образовательного процесса составляют большой школьный «пчелиный улей». Наш символ-«Пчела»  помогает в определении приоритетов. Трудолюбие, ответственность, бережливость - главные принципы в жизнедеятельности школы, в которых выражается ценностное отношение к миру, к другим людям, к самому себе.
В основу воспитательной работы в школе положена концепция воспитательной деятельности,  включающая в себя пять главных направлений:  «Школа демократии, гражданственности и патриотизма»; «Школа интеллекта и информационных технологий»; «Школа культуры, доброты и нравственности»; «Школа здоровья»; «Школа труда».
По каждому направлению определены задачи, содержание и формы воспитательной работы, разработана система мероприятий на учебный год. Система воспитательной деятельности в школе основана на главном компоненте – комплексе школьных ключевых дел годового круга и круглых дат, который включает: день Знаний, Последний звонок, бал выпускников; День пожилого человека; день Учителя; День рождения школы; Новый год; День защитников Отечества; - День здоровья; День весенних улыбок; Неделя добрых дел; Трудовой десант; День Победы.
Содействуют обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса (оказание помощи в части приобретения учебников, научно-популярной и художественной литературы, методических пособий для уроков), оказывают содействие в проведении общешкольных мероприятий, осуществляют помощь администрации школы в организации и проведении общешкольных родительских собраний, участвуют в работе по обеспечению безопасных условий образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, участвуют в подготовке школы к новому учебному году, поощряют учащихся, достигших успехов в учебной, спортивной и творческой деятельности.

Достижения: учреждение

2009 год – участие школы в конкурсе инновационных образовательных проектов. Участие школы во Всероссийских интеллектуальных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Британский бульдог», «КиТ».  Участие школы в областном конкурсе по профилактике дорожного травматизма - 1 место(2006-2007 учебный год).
Участие школы в региональной конференции «Развитие. Уверенность. Успех». Участие в городском конкурсе «Человек труда – сила, надежда и доблесть Ярославля» (с 2004 по 2008 г.г.). В 2007 году школа стала победителем общероссийского конкурса социальных проектов «Наш город», на который был представлен проект «Сегодня просто школьник – завтра достойный гражданин». В 2009 году  школа участвовала в конкурсе инновационных образовательных проектов с проектом «Пчелиный класс» (Beeroom), или «БИрум». Оба проекта были направлены на: создание условий для развития социокультурной основы личности школьника; воспитание любви к родной школе, уважение к школьным традициям; приобщение детей к общему делу.
Участие педагогов школы в районном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года». Результаты участия в конкурсе за последние 6 лет: 2004 год – Гурьева И.М., учитель истории, призер – 2 место; 2005 год – Михайлова Е.Н., учитель информатики, лауреат; 2006 год – Лебедева Н.А., учитель математики, лауреат; 2007 год – Андрианова Т.А., учитель информатики, лауреат; 2008 год – Камнева О.А., учитель начальных классов, участник; 2009 год – Копеина О.В., учитель начальных классов, призер – 1 место; Материалы презентаций педагогического опыта, методических разработок лучших уроков, внеклассных мероприятий представлены видеоматериалами, публикациями, банком электронной информации в школе.
 Разработка системы работы школы по профилактике дорожно-транспортной безопасности. Представлен опыт: управленческой деятельности; работы с учащимися; работы с педагогическим коллективом; работы с родителями; взаимосвязи с ГИБДД; создания материальной базы.
Разработки уроков по системе развивающего обучения учителей начальных классов: Тугиной Т.С., Копеиной О.В., Гредасовой Т.В. представлены в сборнике материалов конференции «Занковское движение в Ярославской области», ГОУ ЯО «Институт развития образования», 2008 год. Победители 1 этапа конкурса: 2004 год – Зубова Т.Н., заместитель директора по УВР; 2005 год – Борина Г.Б., заведующая библиотекой; 2006 год – Соколова Л.Г., заместитель директора по УВР; 2007 год – Амосова Т.В., учитель физкультуры; 2008 год – Крошка Н.Ю., учитель русского языка и литературы; 2009 год – Савенкова Г.М., педагог дополнительного образования; Опыт профессиональной деятельности обобщен и представлен в конкурсные комиссии.

Достижения: дети

2007-2008: Всероссийский конкурс по мировой художественной культуре «Золотое руно» – 1 место в регионе, 1 место по России (2 кл); Всероссийская биологическая викторина, (5-7 кл) –дипломы; Международный конкурс по математике «Кенгуру»- 3 место в регионе (4 кл).
Областная олимпиада по математике(10 кл.) – почетная грамота; областная олимпиада по физике(10 кл.) – диплом 3 степени; областная олимпиада по экономике(11 кл.) – почетная грамота; областная олимпиада по информатике(11 кл.) – почетная грамота; областная олимпиада по физике(9 кл) –  диплом 2 степени; областная олимпиада по физике(9 кл) – диплом 2 степени; областная олимпиада по физике(9 кл) –   диплом 2 степени; областной конкурс «Город бизнеса-   2008»(9 кл)- 2 место.
2008-2009: областная олимпиада по экономике (11 кл) –  2 место диплом; областной конкурс «Город бизнеса-2008» (8 кл)-  1 место.
Выявление и сопровождение одаренных детей осуществляется через работу школьного научного общества, через предметные олимпиады, погружение в предмет,  спецкурсы, кружки и факультативы, секции, конкурсы, интеллектуальные марафоны.
С 2006 года в школе работает школьное научно-исследовательское общество. В 2008-2009 году в нем занято 16 педагогов разных специальностей и 29 учащихся 8-11 классов. Основная цель: выявление и развитие ранней профориентации одаренных детей в области интеллектуального познания. Ежегодное проведение школьной научно-практической конференции «Старт в будущее». Основные формы выступлений: доклады по научно-исследовательской работе, компьютерные презентации, рефераты с элементами исследований, защита проекта. 
12 выпускников школы с 2006 по 2008 год связали свою будущую профессию с темой школьной научно-исследовательской работы

Дополнительные услуги

В соответствии с традициями, сложившимися в школе, ведется разъяснительная работа  для родителей, целью которой является знакомство с разными системами обучения в начальной школе, с особенностями этих систем.  При комплектовании 1-х классов педагогический коллектив  учитывает индивидуальные особенности детей, уровень их подготовленности к школе, выполняет социальный заказ родителей на образовательные услуги.  С 1-го класса родителям предоставляется возможность выбора  различных систем обучения, тем самым  осуществляется вариативность  образования. Родители могут выбрать систему развивающего обучения Л.В.Занкова,  программу «Школа-2000», программу «Школа России». В последнее время наблюдается интересная тенденция  выбора родителями  учащихся развивающих систем обучения. В 2008-2009 учебном году по программе «Школа-2000» обучается 5 классов, по системе развивающего обучения Л.В. Занкова – 9 классов (из 17 классов).     
Традиционно  с января по май проводится большая индивидуальная работа по консультированию  родителей. На этих встречах родители имеют возможность задать интересующие их вопросы, высказать свои пожелания по улучшению работы школы.
В апреле-мае по желанию родителей  организуются  группы  по подготовке детей к школе  Всего проводится 16 встреч по 3 занятия: развитие речи  и обучение первичным навыкам  чтения;  математика и развитие логического мышления; развитие мелкой моторики руки и подготовка к письму. В течение этих занятий дошкольники знакомятся с правилами поведения в школе, учатся работать в группе, тем самым снимается психологический барьер боязни школы. В феврале в школе проводятся экскурсии для подготовительных групп детских садов.  На этих встречах  в игровой форме дошкольники  знакомятся со школой, участвуют в конкурсах, соревнованиях,  что способствует формированию положительной мотивации, желанию пойти учиться.

 Социальные партнеры

Ярославский Центр занятости
Ярославский центр «Ресурс»
ПТУ №11, ПТУ №30
МУБИНТ(электронная и Интернет библиотеки)
МЭСИ
Телекомпания ТНТ
Салон красоты «Фуэтэ»
Кафедра судебной медицины при больнице им. Соловьёва
Городской центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников
Детская клиническая больница №3
Детская поликлиника №3
КДН, сектор помощи семье, отдел опеки, РОВД Дзержинского района, Центр «Доверие»
Центр психолого-медико-социального сопровождения
Библиотека №15, №2, ЦДБ
Кинотеатр «Октябрь»
Детский творческий центр «Россияне»
ГОУ ЯО «Центр детей и юношества»
Детская школа искусств №4
ТРЦ «Космос»
Детский юношеский клуб «Ярославич»
Туристическое агентство «Спутник», «Град»
Музеи города
Планетарий
ТЮЗ, кукольный театр, театр им. Ф.И.Волкова
Филармония, ДК им. Добрынина
Совет ветеранов войны и труда Дзержинского района

Предпрофильная подготовка, профориентация, работа с «трудными» и опекаемыми детьми, благотворительная помощь, проведение внеклассных мероприятий и праздников, организация выставок, экскурсии, концерты, спектакли, выставки

Материально-техническое оснащение

Школа оборудована всем необходимым для проведения  образовательного процесса.  Имеется 50 учебных кабинетов, 2 столярные и слесарные мастерские, кабинет обслуживающего труда, кабинет кулинарии, 2 спортивных зала, актовый зал, кабинет музыки, 3 компьютерных класса, кабинет группы продленного дня,  столовая, библиотека, кабинет ОБЖ и кабинет психолога. 
При школе расположены 2 спортивные площадки, футбольное поле, площадка для отработки навыков безопасности дорожного движения.  Для проведения занятий физической культурой  создана хорошая лыжная база с пластиковыми лыжами и новыми ботинками. 
Учебные кабинеты имеют необходимое оборудование, оснащены современной видеотехникой: 41 компьютер (31 учебные, 10 административные), 7 видеопроекторов, 26 телевизоров, 18 видеосистем, 12 принтеров, 3 сканера, 7 множительной техники, 23 ноутбука, 1 видеокамера, 2 цифровых фотоаппарата. Административные кабинеты и учебные кабинеты информатики имеют доступ в Интернет.     
В школе имеются 2 медицинских кабинета и процедурный кабинет, укомплектованные согласно всех медицинских норм. В МОУ СОШ № 90 оборудован и работает радиоузел, ведется радиовещание во всех учебных кабинетах. Библиотека школы имеет хорошую материальную базу. Учащиеся школы с 1 по 11 класс обеспечиваются бесплатными учебниками по всем предметам образовательного процесса.  
Центр дополнительного образования оборудован фитнес-залом и тренажёрным залом