Проект «Лицо школы»

 

МОУ СОШ №72



Адрес, телефон, проезд, руководство

150042, г. Ярославль, ул. Е.Колесовой, дом 26, телефон (4852) 55-02-83, телефон/факс (4852) 55-07-26.
Проезд: до ул. Е. Колесовой, автобус № 6, 8, 11, троллейбус №  4,7,8,трамвай № 5, 6, 7, маршрутное такси № 38, 46, 47, 51, 61, 71, 83, 91, 96, 97.
Директор – Курбанова Светлана Викторовна, высшая категория, Почетный работник общего образования Российской Федерации, заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Фураева Людмила Ивановна, высшая категория, Отличник народного просвещения, заместитель директора по воспитательной работе – Бороздина Наталья Павловна, высшая категория, Почетный работник общего образования Российской Федерации, Отличник народного образования; заместитель директора по административно-хозяйственной работе – Лошкарёва Татьяна Николаевна.

Миссия ОУ

Мы создаем в школе образовательную среду, благоприятную для воспитания и развития каждого ученика, способствующую самосовершенствованию, творчеству, формированию человека-гражданина.

Приоритетные направления работы

Сопровождение и обеспечение успешности каждого ученика школы в соответствии с его возможностями  и способностями.
Наша школа не может заниматься селекцией детей, она отвечает за образование всех порученных ей школьников.
Процесс обучения мы строим в соответствии с методами и формами, активизирующими деятельность самого обучаемого. В течение нескольких лет мы разрабатываем методическую тему - «Создание условий для развития личности, способной к самореализации».
Для включения в процесс обучения каждого ребёнка учителя школы кроме традиционного обучения применяют следующие образовательные технологии: технологию КСО, технологию циклов, метод проектов, систему развивающего обучения  Л.В. Занкова, элементы технологии коммуникативного обучения иноязычной культуры Е.И. Пассова,  уровневую дифференциацию, метод тренажёров, использование ЦОР.
Разработана система работы с претендентами на медаль, со слабо успевающими учащимися, система подготовки к различным формам итоговой аттестации. Дифференцированный подход к обучающимся осуществляется на индивидуальных занятиях, дополнительных уроках-консультациях.  
Всё это создаёт комфортную образовательную среду, позволяющую увеличить успешность обучения каждого ученика. О достигнутых результатах свидетельствуют итоги мониторинга в 4х  классах, тестирования по математике в 9х классах, результаты ЕГЭ по русскому языку, истории, биологии в 11х классах.
Учителя школы ежегодно представляют опыт своей работы на фестиваль  педагогических идей «Открой себя» (в 2006-2007 году участвовали 7 педагогов, в 2007-2008 12 педагогов, в 2008-2009 учебном году участвовали 10 педагогов из 34).

Достижения: учреждение

С 1966 года на основе клуба старшеклассников «Искатель» создан школьный музей Боевой славы 24-й Железной дивизии. Участвовали в городском выставке-конкурсе «Во славу города и России» в краеведческом музее города Ярославля (2005 г.); стали победителями конкурса-выставки «Ярославский мишка» (2006 г.); приняли участие в городском слете активистов школьных музеев в г. Ростов (2006 г.); заняли I место в IX-ой городской научно-практической краеведческой конференции «Отечество» (2007 г.); I место в городском конкурсе «Моя семья» в номинации «С семь начинается Родина» (2008 г.).
В 2008-2009 учебном году  заново был реконструирован школьный музей боевой славы, посвященный истории боевого подвига 24-й Железной дивизии. Этому событию будет посвящен праздник 7 мая 2009 г. Сбор материалов для создания новой экспозиции «Наша родная 72-я», посвященной истории школы (2008-2009 уч. год); выступление с презентацией, посвященной воину-интернационалисту, выпускнику 1975 года, Сергею Зарубину на областном смотре-конкурсе военно-патриотической музейной и поисковой работы «Наши выпускники – воины-интернационалисты» среди ОУ Ярославской области, посвященной памятной дате – 20-летию вывода Советских войск из Афганистана (2008 г.).
С целью обеспечения  условий для воспитания  у учащихся самостоятельности в принятии и реализации решений при достижения общественно-значимых целей, оказание помощи в приобретении опыта деятельности, формирование лидерских качеств и организаторских способностей в  1996 году по инициативе Бороздиной Н.П., заместителя директора по ВР, в школе было создано детское объединение – Общественная дума во благо школе. Об эффективном существовании думы во благо школе свидетельствуют наши достижения: I место в районном конкурсе по самоуправлению «Лидер года-2003»; в районном смотре-конкурсе моделей ученического самоуправления  получили диплом в номинации «Лучшая модель ученического самоуправления» в 2005 г.; II место в районном конкурсе «Лидер года-2006»;  ребята-думцы – непременные участники всех районных форумов старшеклассников «Мы молодые»; вышли в финал городского конкурса моделей ученического самоуправления (2008-2009 г.); делились опытом работы по самоуправлению на II городском форуме ученических активов и объединений учащихся ОУ города Ярославля (2009); участники I и II городского фестиваля добрых дел (2008-2009 г. – диплом).
Спортивный зал школы функционирует ежедневно с 8.30 до 20.00, учащиеся имеют возможность посещать бесплатные спортивные секции: волейбол, баскетбол, гандбол, лыжи, футбол, ашихара - каратэ; - участием в ежегодных районных соревнованиях «Призывник России» и «Зарница» (не ниже IV места); участием в ежегодных районных соревнованиях «Безопасное колесо» (2000 г. – I место, 2001 г. – II место, 2003 г. – III место); I место в районной спартакиаде по военно-прикладным видам спорта (2002 г.); II место в областном конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних в 2006 г.; 2007 – призеры областного конкурса агитбригад среди ОУ «Безопасность дорожного движения в свете приближающего 1000-летия города Ярославля»; проведение традиционного Дня защиты детей совместно с учебно-методическим центром по ГО и ЧС, студенческим отрядом спасателей, пожарной частью № 17 (апрель 2009 года); профилактика социального неблагополучия, девиантных форм поведения и вредных привычек у детей и подростков.
I место в городском смотре-конкурсе  на лучшую организацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ОУ в рамках реализации городской целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2007-2008».

Особенности организации образовательного процесса

В школе работают 35 учителей,  педагог-психолог, учитель-логопед, 5 учителей награждены нагрудным знаком «Отличник народного просвещения»; 6 учителей имеют звание «Почетный работник народного образования». Количество классов – 22, из них 3 специальных коррекционных классов VII вида. Количество учащихся – 388 чел. Это свидетельствует о том, что школа не перегружена, поэтому дети учатся в одну смену с 8.30, а во второй половине дня имеют возможность посещать кружки и секции по интересам.
Для учащихся 1 – 4 классов – пятидневная учебная неделя. Функционируют 10 групп продленного дня в 1-5 классах: класс-группы ГПД занимаются до 15.30, сводная группа ГПД до 18.00.
Школа реализует общеобразовательные программы начального, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью осуществление целенаправленного духовного, культурного, интеллектуального и физического развития детей, их общего и гражданско-патриотического воспитания.
В начальной школе функционируют общеобразовательные классы, классы развивающего обучения (Л.В. Занкова), специальные коррекционные классы YII вида. В основной общей школе продолжается обучение по общеобразовательным программам и программам для специальных коррекционных классов YII вида. В 9-11 классах пять дней в неделю учащиеся изучают предметы инвариантной части учебного плана, один день в неделю – сокращенное количество уроков, оставшееся время выделяется для посещения занятий по предпрофильной подготовке в МУКе Дзержинского района ил на базе школы,  для изучения элективных предметов по выбору учащихся.
В 10-11 класс школа принимает всех желающих учиться, в том числе тех, кто затрудняется в выборе профиля. Универсальное обучение позволяет школьникам не только качественно усвоить предметы на базовом уровне, но и расширить объем получаемых знаний за счет элективных курсов. Организовано обучение на дому для детей с рекомендациями на этот вид обучения по медицинским показаниям.
Ученики и родители имеют возможность получить профессиональную консультацию у педагога-психолога и учителя-логопеда.
Система ученического самоуправления, направленная на формирование у учащихся лидерских качеств и организаторских способностей; - система гражданско-патриотического воспитания, система работы, направленная на профилактику девиантных форм поведения и вредных привычек у учащихся.
Ключевые мероприятия и традиции: праздник «День Знаний» (сентябрь); праздник «Муза, учителя, воспой!» (октябрь); праздник «Посвящение в думцы» (сентябрь); осенняя благотворительная ярмарка «Щедрые дары осени» (сентябрь); месячник героико-патриотической работы (23.01. – 23.02.); месячник безопасности (апрель); дни правовых знаний с привлечением представителей из правоохранительных органов и прокуратуры (ноябрь); месячник по профилактике правонарушений (ноябрь);  краеведческая декада (март); масленичная неделя (март); благотворительная пасхальная акция; День защиты детей (апрель); заключительный праздник в конце каждого учебного года «Этот год теснее сблизил нас» (май); праздник «Последний звонок» (май); творческий отчет-концерт детей в День матерей России (ноябрь).
Общественное управление представлено Советом родителей школы. Родительская общественность принимает участие в решении следующих вопросов: в управлении школой, в выработке нормативных документов школы; в создании благоприятных условий для учебы, труда и отдыха детей; в гармонизации внутришкольных отношений; в социализации и гражданском воспитании учащихся; во внеклассных делах, проводимых в школе.

Достижения: дети

Левинский Илья – призер творческого конкурса учащихся «Вдохновение» (2004-2005 уч. год); Воронов Ярослав – I место во Всероссийских соревнованиях по плаванию РОСТО (ДОСААФ) (2005-2006); Хрулев Станислав - III место в областных соревнованиях по самбо среди юношей (2005-2006); Есикова Анна  - I место в городском поисково-исследовательском фестивале краеведческих проектов среди детей и подростков «Я на этой земле родился…» - (2006-2007 уч. год); Фролова Марина - II место во Всероссийском конкурсе «Первый спутник – космический прорыв России» (2007 г.); Косарев Егор, Наполова Юлия, Волкова Екатерина - III место в городском открытом фотопробеге среди учащихся старших классов г. Ярославля «В объективе» (2008 г.); Косарев Егор – победитель областного конкурса лидеров ученического самоуправления (2009 г.); Ильина Елена  - победитель городского конкурса-фестиваля детской игрушки в Доме дружбы «Ярославль-Пуатье» (2007 г.); Гасымова Гульнар – дипломант  городского конкурса-выставки к 1000-летию города Ярославля «Мишка собирает друзей» (2008 г.); Ильина Елена – дипломант городского «Кулинарного салона-2008» (ценный подарок); Протасов Павел (III м), Елисеев Дмитрий (I м) - победители областного конкурса учащихся «Письмо водителю-нарушителю» (2008 г.); Воронов Ярослав, Косарев Егор – дипломанты областного фестиваля  «Валенки шоу» в рамках городской «Широкой масленицы» (2009 г.); открытый Всероссийский фестиваль конкурс юных дарований  «Алмазные грани»  (апрель 2009 г.); Крюкова Екатерина, Наполова Валерия, Ткачук Екатерина – участницы Вторых Норских чтений, посвященных 1000-летию города Ярославля (2009 г.); участие в городском конкурсе журналистских работ среди школьников «Школьная новость»; V городской «Мы рождены для печатных изданий».
Благодаря тому, что школа не переполнена, у нас есть возможность сопровождать обучение каждого ученика, отслеживать результаты его деятельности, успехи и неудачи, своевременно оказывать помощь, проводить индивидуальные консультации. Такая работа приносит свои плоды: практически ежегодно среди выпускников 11 классов есть медалисты, которые подтверждают свои оценки и на итоговой аттестации в форме ЕГЭ, и при поступлении в ВУЗы на бюджетные места, и при обучении в ВУЗах.
Мы гордимся не только нашими медалистами. Индивидуальная работа и индивидуальное сопровождение школьников помогают учителям школы готовить призёров различных творческих конкурсов, спортивных соревнований.  Школа традиционно участвует в интеллектуальных конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кенгуру-выпускникам», «Золотое руно», - в  тестовой форме с целью популяризации языкознания, математики, МХК, повышения интереса к этим предметам, что также способствует выявлению одаренных детей.

Дополнительные услуги

Школа «Дошколёнок» для детей старшего дошкольного возраста. В 2008-2009 учебном году начала функционировать  школа «Дошколёнок» для детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводились по понедельникам и средам с 18.00. Будущие школьники посещали занятия: «Волшебные пальчики», «Умелые ручки», «Школа умного карандаша», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Мир вокруг нас», «Знакомимся с компьютером», разработанные педагогами школы. Родители в это время имели возможность получить консультацию у педагога-психолога. Программа школы «Дошколёнок» представлена на фестиваль педагогических идей «Открой себя».

Социальные партнеры

ГОУ ЯО «Центр детей и юношества»
МОУ ДОД ДТЦ «Россияне»
МОУ ЦДТ «Витязь»
МОУ ДЮЦ «Чайка»
Центр ППМС «Доверие»
ЦИОМСИ
МУК Дзержинского района
ГИБДД Дзержинского района
Комиссия по делам несовершеннолетних
ОППН
УМЦ по ГО и ЧС
Пожарная часть № 17, № 18
Планетарий
Кинотеатр «Октябрь»
Дом дружбы «Ярославль-Пуатье»
ЦДБ, библиотека № 6, библиотека №14
ТЮЗ, театр имени Ф.И. Волкова, филармония, театры города
Музеи города и области
СДЮСШОР №9
СДЮСШОР №3
ДЮСШ №13
ДЮСШ № 22
ИРО, ГЦРО, ОМЦ, МУБИНТ, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Понимая, что не во всех семьях имеется возможность оплачивать своим детям дополнительные занятия в кружках, секциях, мы стараемся максимально задействовать помещения в школе во второй половине дня для организации кружков по интересам, приглашая специалистов из учреждений дополнительного образования. Поэтому школой заключены договоры о совместной деятельности, в соответствии с которыми в спортивном зале школы для учащихся проводятся бесплатные занятия по гандболу, лыжам, футболу, волейболу, баскетболу,  ашихара - каратэ.
Во внеурочной деятельности школьников мы сотрудничаем с центрами дополнительного образования «Россияне», «Витязь». В школе работают следующие кружки: театральный кружок «Мельпомена»; кружки «Золотая игла», «Музыкальные напевы»; «Веселые нотки», сценического народного танца «Озорные ребята», шахматный кружок «Ладья», правовых знаний «Фемида», библиотечный кружок «Книгочей», экологический кружок «Природа и мы»; хоровая студия «Радуга», музей Боевой славы, пресс-клуб «Школьные ведомости», кружок декоративной и художественной обработки кожи «Хозяюшка».
Учащиеся начальных классов по желанию родителей посещают школу творческой ориентации при ОЦДЮ. При проведении Дня защиты детей нам оказывали поддержку учебно-методический центр по ГО и ЧС, студенческий отряд спасателей, которые оборудуют полосу препятствий для учащихся.
Для организации работы, направленной  на профилактику девиантных форм поведения и вредных привычек у учащихся мы тесно сотрудничаем с представителями Комиссия по делам несовершеннолетних, ОППН, ЦИОМСИ, Центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Доверие».

Материально-техническое оснащение

В 2008-2009 году материальная база спортивного зала пополнилась волейбольными, баскетбольными мячами, лыжами, что обеспечивает проведение спортивных игр, секций по волейболу и баскетболу для учащихся школы. Школьники имеют возможность заниматься в спортивных секциях по выбору после уроков.
Оборудованный компьютерный кабинет используется педагогами и школьниками не только во время учебных занятий, но и во внеурочное время для подготовки к занятиям, для работы над проектами.
Материалы, собранные в школьном музее широко используются для гражданско-патриотического воспитания.
В школе имеются ЖК телевизоры с приставками DVD, которые расширяют диапазон средств, используемых учителями при организации процесса обучения. При организации образовательного процесса школа использует также учебно-материальные базы социальных партнеров, в соответствии с заключенными договорами.