Проект «Лицо школы»

 

МОУ СОШ №77



Адрес, телефон, проезд, руководство

МОУ средняя общеобразовательная школа № 77? 150034, г. Ярославль, ул. Комарова, 1а.
Проезд автобусом 21, 21К от Красной площади, маршрутным такси № 93 от Красной площади, маршрутным такси № 93Г от вокзала «Ярославль-Главный» до остановки «Магазин «Орбита».
Директор школы - Чеснокова Татьяна Сергеевна, высшая квалификационная категория, Отличник народного просвещения. Заместитель директора по УВР - Ненахова Лариса Алексеевна, высшая квалификационная категория, Почетный работник общего образования. Заместитель директора по ВР - Микеничева Елена Анатольевна, первая квалификационная категория.

Миссия ОУ

Миссию своей школы мы видим в создании такого образовательного пространства, которое позволит создать ситуацию успеха каждому обучающемуся, обеспечить его личностный рост и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни.

Приоритетные направления работы

Образовательная деятельность по туристско-краеведческим программам экологической направленности
Внедрение современных образовательных технологий
Участие в инновационной деятельности
Здоровьесбереженье
Развитие исследовательской деятельности учащихся

Еще в 1995 году школа вступила в эксперимент по внедрению краеведческих программ экологической направленности. Программы по краеведению разработали учителя школы под руководством Щенева В.А., кандидата педагогических наук, профессора ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
Учащиеся 1 – 4 классов изучают музейный курс «Ярославль и ярославцы». В учебный план 5 – 9 классов включен курс «Историческое краеведение», дополнительно учащиеся 6 классов изучают «Географию Ярославского края», а учащиеся 9 классов – «Экологию Ярославской области». В старшей школе группа учащихся осваивает профессию экскурсовода на базе Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника.

Над методической темой «Внедрение современных образовательных технологий для повышения познавательного интереса всех участников образовательного процесса» коллектив школы работает не первый год, в 2008 году основное направление работы было сосредоточено на действенно-практическом уровне: внедрение методик и элементов современных педагогических технологий в образовательный процесс. Педагоги школы изучили информационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Второй год школа является участником областной экспериментальной площадки (приказ департамента образования от 06.11.2008 г.) «Интеграция МУК и школ как фактор эффективности профессиональной ориентации школьников в условиях локальности микрорайона и ресурсного дефицита». Разработаны методические продукты, проводятся семинары, опыт транслируется на другие школы города и области.

Здоровьесберегающие подходы в организации образовательного процесса: организационная работа по формированию здоровьесберегающей среды; развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся; информационно-аналитическая деятельность ориентированная на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.

В школе создано научное общество учащихся. Ежегодно проводятся школьные научно-практические конференции, учащиеся школы активно занимаются исследовательской работой при подготовке к конференции «Отечество». 

Особенности организации образовательного процесса

В 9 классе основной школы в рамках предпрофильной подготовки учащиеся получают информацию о возможных путях продолжения образования, осмысливают, оценивают свои образовательные интересы и возможности. По предпрофильной подготовке школа сотрудничает с МОУ МУК № 2.
Предметно-ориентированные курсы: «Основы делового общения»; «Основы предпринимательства»; «Введение в WEB-дизайн»; «Основы управленческой деятельности»; «Основы музейного дела»; «Основы экономических знаний». Ориентационные курсы: «Транспорт»; «Основы электротехники»; «Строительство»; «Основы парикмахерского искусства»;  «Праздники в нашей жизни»; «Если хочешь быть здоров…»; «Проект – выбор дороги в будущее». Информационная работа и профильная ориентация; «Путь к профессии». 
Внеурочная воспитательная работа в классных коллективах проводилась в традиционных для нашей школы формах по следующим направлениям: рознавательно-информационное: предметные недели, предметные кружки; конкурсы, олимпиады, конференции и другие учебно-познавательные мероприятия; библиотечные часы; школьные научные общества; нравственно-патриотическое: встречи с ветеранами ВОВ; «Уроки мужества»; митинг у памятника погибшим воинам; проведение праздников, посвященных 23 февраля и 9 Мая; несение почетного наряда на Посту № 1; смотр строя и песни; краеведческие конкурсы; художественно-эстетическое: проведение конкурсов, игр, праздников, выставок, концертов, тематических вечеров и других развлекательных программ; посещение учреждений культуры; проведение тематических классных часов; работа кружков декоративно-прикладного, художественного направления; культурно-оздоровительное: месячники по профилактике ПДД, ТБ, противопожарной безопасности, профилактике СПИДа, наркомании, токсикомании, гриппа; работа спортивных секций; проведение уроков, классных часов по охране здоровья; проведение спортивных соревнований, праздников, Дней Здоровья; организация экскурсий в природу, краеведческих поездок; организацию родительского всеобуча по профилактике ЗОЖ; правовое: профилактическая работа с проблемными детьми и неблагополучными семьями; лекционно-предупредительная работа совместно с правоохранительными органами по ознакомлению учащихся с УК РФ; тематические классные часы, беседы о правах ребенка, о правилах поведения, об административной и уголовной  ответственности несовершеннолетних; оказание психолого-медико-педагогической помощи учащимся и родителям посредством социальных служб; проведение дней профилактики; взаимодействие с КДН, ПДН, РОО, отделом по защите прав и интересов ребенка; организация родительского всеобуча по профилактике правонарушений несовершеннолетних; проведение операции «Подросток».

Достижения: учреждение

В 2007 году школа стала победителем областного конкурса на лучшую учебно-материальную базу по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в номинации «Городские школы». В 2007 году школа заняла 2 место в областном конкурсе по подготовке учащихся-юношей к службе в Вооруженных Силах РФ в номинации «Городские школы». В сентябре 2008 года школа заняла III место в кулинарном салоне. Участие в проектах: международные дни наблюдения птиц (октябрь 2008 г., ЯГПУ им. К.Д. Ушинского – II и два III места «За наибольшее количество видов отмеченных птиц», «За наибольшее количество отмеченных птиц»); акция помощи бездомным животным «Мы за них в ответе». Организатор Российский Зеленый Крест, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (итог акции – сборник, в который вошли лучшие работы и наших учащихся); всероссийская акция «Покормите птиц» в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; всероссийский правовой конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, технологии».

Достижения: дети

Группа учащихся начиная с 2005 года участвует в викторине «Хочу все знать о Ярославле», посвященной 1000-летию г.Ярославля. 2 раа ребята занимали 1 место и 2 раза были призерами. XI Городская конференция учащихся «Экология и мы» - I место в секции «Экология человека»; городской фестиваль-конкурс на английском языке – диплом I степени в номинации «Песня на английском языке».
Первенство по лыжным гонкам: город – девушки  I место, область – девушки I место. Районная краеведческая игра к 1000-летию Ярославля – III место. Мероприятия школы, способствующие выявлению и сопровождению одаренных детей: работа научного общества школьников. Создание творческих групп (краеведы, экологи). 
За 5 последних лет школа выпустила 3 серебряных медалистов и 1 золотого.

Дополнительные услуги

Одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании – проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием.
В нашей школе организация работы с будущими первоклассниками начинается с выявления детей 5 – 6-летнего возраста. Учителя обходят участки микрорайона школы и выявляют детей, которые должны пойти в школу.
Школа тесно сотрудничает с детскими садами. Учителя, которые будут работать в первых классах, посещают родительские собрания в детских садах. В школе проводятся уроки и библиотечные занятия для дошкольников.
Ежегодно проходит «День открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей». Родители и дети знакомятся со школой, администрацией и учителями, для детей проводятся занимательные уроки и экскурсия.
Не все дети «Школы будущего первоклассника» посещают детский сад. Учитывая это, мы ставим основной целью нашей работы пробуждение живой мысли ребенка, интереса и желания познавать, умение получать и анализировать информацию. Определяя важность и значимость «Школы будущего первоклассника», мы выделяем следующие задачи: создание атмосферы психологической комфортности; увеличение объема внимания и памяти; развитие любознательности и стремление к расширению знаний; развитие коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом; развитие инициативности, самостоятельности, активности; формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности.
Затем решается вопрос педагогических кадров. Как правило, это учителя, которые будут работать в первых классах. При организации учебных занятий мы учитываем: возрастные физиологические возможности детей; постепенность подачи материала (от простого к сложному); чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой; наличие динамических пауз между занятиями и частями занятий; гигиенические требования к помещению и материалам.
Опыт работы с будущими первоклассниками показал, что интересными и занимательными могут быть следующие занятия: математика; развитие речи;ручной труд; подготовка руки к письму; рисование, конструирование, лепка, аппликация, упражнения с дидактическими материалами.
В работе с дошкольниками мы используем такие приемы развивающего обучения, как: необычное начало занятий; «дух открытий» (ничего не сообщается детям в готовом виде); развитие речи во всех видах деятельности; поддержка ощущения успешности.
При организации учебного процесса включаются задания на развитие моторики у детей дошкольного возраста, при этом учитывается, чтобы это была единая система взаимосвязаны видов деятельности. Проводится родительский всеобуч по следующей тематике: готовность родителей к обучению детей; произвольности поведения; социальные и познавательные побуждения школьной жизни; развитие тонкой моторики; развитие речи; развитие фонематического слуха; развитие памяти; развитие внимания; развитие мышления; готов ли ребенок к школе.
Родителям предлагаются не только беседы, но и распечатки игр, рекомендаций, тесты, которые могут провести сами родители для уточнения уровня подготовки своего ребенка, материалы для симметричного вырезания, рисунки по образцу, упражнения для развития моторики, развития речи и т.д.
«Школы будущего первоклассника» позволяет определить готовность дошкольника к обучению в начальной школе, увидеть «слабые звенья» в развитии детей и спрогнозировать возможные школьные трудности. Опыт работы этой школы показал, что дети, посещающие занятия, успешнее адаптируются в школе, психологически подготовлены к  началу обучения, что позволяет им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Социальные партнеры

ГЦДЮТТ
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
МУК № 2
МУБиНТ
ЯГИА художественный музей-заповедник
ЦТИСО
ИРО
Клуб «Абрис»
Детские сады
ПДН
ДК «Гамма»
ПМССД и КШ
Библиотека № 18
МУ СОП и М
«Каучук»
МУК № 2

Материально-техническое оснащение

Количество учебных кабинетов – 26, из них 1 компьютерный класс, спортивный зал, гимнастический зал для начальной школы, библиотека, медицинский кабинет с процедурным кабинетом, столовая на 200 посадочных мест.
Безопасность образовательного процесса обеспечивают АПС, тревожная кнопка.