Проект «Лицо школы»

 

МОУ СОШ №69



Адрес, телефон, проезд, руководство

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 69, находится по адресу: 150034, город Ярославль, улица Лебедева, дом 3а; телефон: (4852) 38-39-25; факс: (4852) 38-39-35. 
Проезд с Красной площади автобусами № 21. 21К, маршрутными такси: 93 до остановки «Улица Спартаковская».
Директор школы: Никотинина Ирина Михайловна  - Почетный работник общего образования. Заместители директора по учебно-воспитательной работе: Тайницкая Галина Раисовна – награждена Почетной грамотой министерства образования РФ, Головкина Татьяна Петровна – Отличник просвещения, награждена Почетной грамотой министерства образования РФ.

Миссия ОУ

Создание наиболее благоприятных условий для развития каждого ребенка с учетом их склонностей и способностей в школе как открытого единого непрерывного образовательного пространства.

Приоритетные направления работы

Сохранение здоровья
Развитие способностей и возможностей обучающихся
Повышение результативности обучения.

Для сохранения и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, приобщение их к ценностям здорового образа жизни в школе разработана программа «Здоровье». Она  реализуется по шести направлениям: урочная и внеурочная спортивно-оздоровительная деятельность (открытые уроки, занятия в кружках и секциях); спортивные соревнования и праздники (массовые мероприятия, состязания, праздники, игры); туризм и краеведение (походы, прогулки, слеты); профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (практические занятия, конкурсы); профилактика заболеваний учащихся и сотрудников школы (беседы, лекции, классные часы, тренинги); исследовательская работа (анкетирование участников образовательного процесса).
Медицинскими работниками школы осуществляется мониторинг состояния здоровья детей; в течение двух лет учащиеся старших классов обследовались по диагностической программе «Диакомс» с участием Городского центра психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников. Специалисты из Центра постоянно проводят психологическое консультирование учителей, учащихся и их родителей. По медицинским показаниям для учащихся в школе организованы занятия специальной медицинской группы  «А», которые проходят под контролем медицинского работника школы.
В кабинете ЛФК поликлиники № 7 проводятся занятия для учащихся, отнесенных к специальной  медицинской группе «Б». На протяжении трех лет были организованы занятия в бассейнах города («Шинник», «Лазурный») для учащихся начальных классов школы и городского оздоровительного лагеря. В 2008 году воспитанники городского оздоровительного лагеря принимали кислородный коктейль. 
Организовано качественное и рациональное питание учащихся школы. Количество учащихся, питающихся в школьной столовой – 97%, а охват организованным питанием – 71 %. В 2008 году произведен ремонт столовой и заменено технологическое оборудование. Для укрепления здоровья в зимне-весенний период все дети получают витаминизированный чай.
Для адаптации учащихся после длительных летних каникул решением Педагогического совета в школе введена система положительного оценивания результатов обучения учащихся в первую декаду сентября.   
Для удовлетворения двигательной потребности учащихся начальной школы на уроках  проводятся физкультминутки. Для их проведения учителями и медицинскими работниками школы разработан комплекс упражнений. В течение учебного дня на переменах силами старшеклассников организованы подвижные игры.
Ежегодно в школе функционируют кружки спортивной направленности: кружок общефизической подготовки, спортивная гимнастика, волейбол. По двухстороннему договору с детскими юношескими школами работают секции: шахматы, самбо-дзюдо, футбол, общефизическая подготовка. Организация ветеранов чеченской войны проводит занятия военно-патриотического клуба «Десантник».
В рамках реализации программы «Здоровье» традиционно проводятся: Дни здоровья,  конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»,  российский День бега «Кросс нации», областной кросс на приз В.В. Терешковой,  лыжные  соревнования  «Румяная лыжня», лыжный пробег на родину маршала Ф.И. Толбухина, лыжные гонки в честь призера олимпийских игр Н.Х. Галиева, туристические слеты.
С целью профилактики вредных привычек ежегодно совместно с Домом культуры «Гамма» проводятся мероприятия по борьбе с наркоманией, токсикоманией, СПИДом (конкурсы, викторины, игры КВН, просмотр фильмов). В школе в течение нескольких лет работает отряд ЮИД, который неоднократно являлся победителем и призером городских, районных, областных конкурсов «За безопасность дорожного движения».
С учетом диагностики запросов учащихся и их родителей формируется учебный план, разработанный на основе базисного учебного плана 2004 года. Он содержит обязательные предметы, предметы школьного компонента («Стилистика русского языка», «Основы маркетинга», «Избранные вопросы общей химии»), которые помогают овладеть смежными дисциплинами, необходимыми для будущей профессии. Учащимся предложены занятия в кружках по предметам: математика, биология, физика. 
На старшей ступени учащимся предложен богатый выбор изучения следующих элективных предметов и курсов (курсы разработаны и проводятся преподавателями МУК-2 и учителями школы): «Основы экономических знаний»; «Основы предпринимательства»; «Основы управленческой деятельности»; «Введение в WEB-дизайн»; «Транспорт»; «Основы электротехники»; «Строительство»; «Проект – выбор дороги в будущее»; «Путь к профессии»; «Основы делового общения»; «Основы парикмахерского искусства»; «Праздники в нашей жизни»; «Если хочешь быть здоров…»; «Путь к профессии»; «Основы музейного дела».
С 2007 – 2008 учебного года школа является региональной экспериментальной площадкой по теме «Интеграция МУК и школ, как фактор эффективности профессиональной ориентации школьников в условиях локальности микрорайона и ресурсного дефицита» (Приказ Департамента образования администрации Ярославской области № 01-03/469 от 26.10.2007 г.). Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей. Профориентационная работа с учащимися предполагает создание образовательной среды, направленной на полноценное удовлетворение потребностей школьников в информации и профессиональных пробах. Эта образовательная среда ориентирована на удовлетворение запросов семьи, микро - и макросоциума. При определенном дефиците бюджетных средств в образовательной отрасли актуальным остается интеграционный процесс – совместное использование ресурсов всех его участников, что позволяет с наименьшими затратами добиться высокого качества и удовлетворения большего количества участников образовательного сообщества. В условиях жесткой конкуренции всем участникам модели удается сохранить свою индивидуальность и занять свою нишу в работе учебных учреждений микрорайона.
Для самостоятельной работы учащихся в школе имеются информационные ресурсы школьной библиотеки и Интернета, библиотечки учебной литературы в предметных кабинетах. Имеются видеотека, медиатека. Все информационные ресурсы активно используются учителями и учениками в проектной деятельности.
Для учащихся, имеющих ограниченные физические возможности, в школе организована работа специальной медицинской группы «А» и создан кабинет лечебной физкультуры.  Школа имеет лицензию на право преподавания в классах специального (коррекционного) обучения VII вида.
Дополнительное образование представлено: название кружка или секции; «Уроки Светофорика» - отряд ЮИД; «Математический кружок»; «Литературное краеведение»; «Математика и мы»; «Комнатное цветоводство»; «Кружок юных туристов-путешественников»; историки-краеведы; «Безопасное колесо»; «Юный спасатель»; «Общая физическая подготовка»; кружок юных офор-мителей; «Сувенир» декоративно-прикладное творчество; кружок изобразительного искусства; «Английский язык для старшеклассников»; предметный кружок по биологии; «Рукоделие»; «Театр».
В дни школьных каникул работают все кружки дополнительного образования с изменением графика на утренние часы. Всего работает 17 кружков, в которых занимается 255 детей (53 %). Кроме того в школе работают пять кружков учреждений дополнительного образования г. Ярославля: МОУ дополнительного образования детей  станцией детского и юношеского туризма и экскурсий «Абрис» (Договор № 3 от 01.09.08.) – секция общефизической подготовки, МОУ дополнительного образования детей специализированной детской юношеской спортивной школой олимпийского резерва № 16 (Договор № 2808 от 21.04.08) – секция самбо -дзюдо, ОАО «Российские железные дороги» (Договор от 05.09.2008) – секция «Юный железнодорожник», Ярославской городской детско-молодежной общественной организацией «Военно-патриотическим клубом – Десантник» (Договор № 02/08 от 01.09.08.), МОУ ДОД СДЮСШОР № 17 (Договор № 2810 от 24.04.08) – секция  по шахматам и шашкам «Белая ладья». Занимается  150 учеников в 10 группах. Занятия ведутся на бесплатной основе.
Педагогический коллектив школы работает над методической темой «Сопровождение ученика в процессе самоопределения», цель которой – «обеспечение самоопределение ученика через создания условий для его самореализации и формирования адекватных современному уровню знаний»

Особенности организации образовательного процесса

В 2009 году  школа прошла государственную аккредитацию (Свидетельство АА 190609 от 06.09.) и реализует следующие образовательные программы: программы начального общего образования (проект «Начальная школа XXI века»), программы основного общего образования, программы специального (коррекционного) обучения VII вида (начальное и основное общее образование), программы среднего (полного) общего образования.
Учебный план формируется с учетом диагностики запросов учащихся и их родителей: в 1-4 классах выделены часы для индивидуальных занятий; в 5, 6, 7 классах введены учебные предметы «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Информатика»; в 9-х классах – 2 часа в неделю отведено на специально организованные курсы по выбору (предметные и межпредметные); в 10-11 классах в школьный учебный план введены элективные учебные предметы «Стилистика русского языка», «Избранные вопросы органической химии», «Избранные вопросы общей химии», отдельными курсами ведется преподавание предметов «Экономика» и «Право».  
Педагогами  применяются следующие педагогические технологии: технология решения изобретательских задач; модульно и блочно-модульное обучение; коллективная система обучения; разноуровневое обучение; проектные методы обучения; проблемное обучение; исследовательские методы обучения; здоровьесберегабщие технологии; система инновационной оценки «портфолио».
Использование традиционных и новых педагогических технологий, распределение часов школьного компонента учебного плана, пропедевтика ряда предметов  способствуют достижению более высоких результатов в обучении. Успешность обучения учащихся 1-4 классов – 100%. Ежегодно до 64% учащихся заканчивает учебный год на «хорошо» и «отлично». Успешность обучения учащихся  5-11 классов – 99,6%. Увеличивается количество учащихся, заканчивающих учебный год на «хорошо» и «отлично»  с 28% до 39%. Результаты итоговой аттестации учащихся 11-х классов за три последних года имеют тенденцию к повышению. Для экзаменов выбираются до тринадцати предметов  учебного плана. На «4» и «5» в 9-х классах ежегодно сдают экзамены более 25-34% учащихся. Результаты экзаменов по русскому языку и математике 29% - 37%, на «хорошо» и «отлично». В 11-х классах до 35% учащихся сдают экзамены на «4» и «5». В 2007 году учащиеся, претендовавшие на медали (золотая и серебряная) подтвердили свои годовые отметки по всем предметам.
На ЕГЭ до 42% учащихся улучшают свою годовую оценку, 57-73 % подтверждают годовую оценку. По русскому  языку ЕГЭ выбирают до 100 % учащихся, на «4» и «5» сдают 48-81 % из них. За все годы проведения ЕГЭ в средней школе № 69 неудовлетворительных оценок по всем предметам,  кроме математики, не было. Количество учащихся, продолжающих обучение в высших учебных заведениях Ярославля,  составляет от 57 %  до 77 %. Среди выпускников школы есть и студенты ВУЗов г. Москвы. Большинство выпускников подтверждают свои оценки при поступлении в высшие учебные заведения, 93% из них обучаются на бюджетных местах.   За период с 2006 по 2008 год шести ученикам школы  вручена  районная премия. Восемнадцать награждены стипендиями депутата Государственной Думы Ярославской области  Я.С. Якушева.
Воспитательная работа в школе реализуется по следующим направлениям: физкультурно-спортивное; туристско –краеведческое; художественно-эстетическое; эколого-биологическое; естественно - научное.
В школе успешно работает научно-исследовательское общество учащихся «Но-стар-69», в котором принимают участие и старшеклассники, и учащиеся младших классов.  По исследованию психологов школы в 2008 году уровень мотивации учащихся на высокие учебные результаты составил 53%.  
Традиционными стали школьные мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – туристическая семья», «Масленица», выставка «Моя любимая мама», конкурсы поделок и новогодних игрушек, концерты, походы, поездки в другие города, музеи. Ежегодно в мае в школе проходит День семьи,  в рамках которого проводятся конкурсы проектов «Древо жизни»,  «Любимое блюдо моей семьи», «Краеведческая находка».
Наиболее  популярные мероприятия, по мнению учеников, выпускников, родителей и учителей, – КВНы, «Веселые старты», «Минута славы», «Детки и предки».
Традиционно в школе организуется поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы, Днем Героев Отечества и Днем Защитника Отечества. Школа взяла шефство над памятником погибшим в Великой Отечественной войне в селе Пазушино, где ежегодно проводятся митинги и возложения цветов.
В школе действуют следующие органы общественного самоуправления: Совет школы; Совет старшеклассников «Альянс».
Совет школы принимает участие в определении направлений развития учреждения, создании оптимальных условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, защищает законные права учащихся, работников школы в пределах своей компетентности, решает конфликтные вопросы с участниками образовательного процесса, осуществляет контроль за питанием и безопасностью учащихся.
Совет старшеклассников обеспечивает эффективное взаимодействие учащихся, их родителей и учителей, способствует приобретению учащимися навыков самоуправления, демократического стиля взаимоотношений.

Достижения: учреждение

По данным опроса выпускников разных лет, проведенного в канун 20-летия школы, большинство опрошенных отметили высокий профессиональный уровень педагогов. Администрация Международного университета бизнеса и новых технологий (академия), Ярославской сельскохозяйственной государственной академии, градостроительного колледжа отмечают качественную подготовку и содействие в профессиональном самоопределении выпускников школы.
Традиционным стало участие педагогического коллектива в подготовке и проведении городской акции «Педагогический марафон», муниципального фестиваля педагогических идей «Открой себя», за что педагоги школы неоднократно получали Благодарственные письма городского Центра развития образования. Высокий уровень подготовки методических семинаров для учителей области и слушателей курсов был отмечен методистами Института развития образования Ярославской области.
В 2008-2009 учебном году школа участвовала в конкурсе общеобразовательных учреждений Ярославской области,  реализующих инновационные  образовательные проекты. Был представлен инновационный проект «Школа – территория развития». Цель проекта – создать образовательную среду как открытое  образовательное пространство, обеспечивающее необходимые условия для: проявления и развития способностей обучающихся; сопровождения и поддержки инициативных, способных, талантливых школьников. В результате реализации проекта будет создана открытая, интерактивная, динамичная образовательная среда, способствующая развитию каждого обучающегося. Инновационность проекта  заключается в создании: открытого образовательного пространства, удовлетворяющего интересы обучающихся; профессионального сообщества, обеспечивающего: проявление и развитие способностей обучающихся; сопровождение и поддержку инициативных, способных, талантливых школьников; механизма взаимодействия членов педагогического сообщества; индивидуального образовательного маршрута обучающегося; школьного информационного центра.
Школа приняла участие в конкурсе «Лучшая школа России 2009». Школа принимала участие в ведении экспериментальной работы:  базовая площадка  по теме «Мониторинг успешности обучения в начальной школе по современным  образовательным программам». По решению Ученого совета ГОУ ЯО «Института развития образования» (выписка из протокола № 5 от 13.12.2005 г.). В  школе действовала базовая площадка по апробации КИМов. «О проведении мониторинговых исследований в 2006 – 2007 учебном году» (Приказ  департамента Ярославской области (№ 01-03/709 от 06.12.2006 г.).
С 2007 года образовательное учреждение -- региональная экспериментальная площадка по теме «Интеграция МУК и школ, как фактор эффективности профессиональной ориентации школьников в условиях локальности микрорайона и ресурсного дефицита» (Приказ Департамента образования администрации Ярославской области № 01-03/469 от 26.10.2007 г. , приказ Департамента образования администрации Ярославской области № 01-03/469 от 26.10.2007 г.; № 590/01-03 от 06.11.2008 г.). Разработаны и внедряются научно-методические продукты: интеграционная модель профориентационной работы; программы по предпрофильной подготовке, содержащие профессиональные пробы; сценарии внеклассных профориентационных мероприятий; методический комплекс «Олимпиада по технологии».
В 2008-2009 учебном году разрабатывается система профессиональной ориентации и ее методическое обеспечение: интерактивная карта профессиональной ориентации (компьютерный материал дидактических и информационных материалов); конспекты уроков, содержащие проблемно-ситуативные задания. Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся во взаимодействии с родителями, учителями-предметниками, внешними партнерами.
Проведен областной семинар, 30.09.08 г. Проведены мастер-классы, профориентационные мероприятия. Присутствовало 17 учеников Ломовской средней школы Рыбинского района.
C материалами разработанными в рамках региональной экспериментальной площадки можно ознакомиться в Банке программно-методических и информационно-аналитических материалов в межшкольном учебном комбинате № 2, который функционирует как учебно-методический и информационно-аналитический центр для обучающихся и педагогических работников школ микрорайона.
Администрация и педагоги школы могут проводить консультирование по вопросам: разработки и проведению внеклассных профориентационных мероприятий,  методике преподавания предметов начальной школы по проекту «Начальная школа XXI века», организации работы научно-исследовательского общества школьников.

Достижения: дети

Ежегодно учащиеся школы принимают участие в олимпиадах разного уровня. Александрова Мария, ученица 11 класса, в 2006-2007 учебном году заняла II место в городской олимпиаде по биологии и II место  по Заволжскому району в олимпиаде по химии. Нечаев Сергей, ученик 11 класса,  в 2006-2007 учебном году занял III место в олимпиаде по биологии по Заволжскому району. В 2007-2008 учебном году ученица 11 класса, Войтенко Наталья, заняла III место в первой региональной (Всероссийского этапа) олимпиаде по технологии. В 2008-2009 учебном году ученик 9 класса, Крашенинников Кирилл, занял II место в областной и I место в городской олимпиадах по технологии. В 2008-2009 учебном году ученица 9 класса, Белякова Екатерина, заняла III место в городской олимпиаде по русскому языку по Заволжскому району города Ярославля. Успешно выступают учащиеся школы  в конкурсе «Краеведческая находка». В 2005 – 2006 учебном году ученик 5 Б класса Шарутин Александр занял I место. Ученик 1 А класса Тяпкин Валерий награжден дипломом за исследовательскую работу. В 2007-2008  учебном году учащийся 3 А класса Мизиков Михаил занял I место по России в конкурсе «Золотое руно». Учащиеся школы принимали участие в олимпиадах по краеведению, правоведению, экологии, городском, областном этапах  конференции «Отечество».  В 2008 – 2009 учебном году ученик 8 Б класса Шарутин Александр занял I место в городском этапе и V  место на областном этапе конференции «Отечество». Его работа была отобрана на II тур шестнадцатого Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского (г. Москва), где он получил диплом в секции «Религия вчера и сегодня».
В течение восьми лет в школе успешно работает научно-исследовательское общество учащихся «Но-стар-69». За этот период учащимися было подготовлено 146 исследовательских работ, лучшие из которых были представлены на районных и городских конкурсах. Научными руководителями ученических работ выступают не только учителя, но и родители, преподаватели ВУЗов, медицинские работники, студенты. 
За время работы школы золотой медалью награждены шесть выпускников школы, серебряной – семь.

Дополнительные услуги

В течение десяти лет в школе работает «Школа будущего первоклассника», целью которой является формирование коммуникативного общения между будущими первоклассниками и их педагогами, проведение развивающих занятий с будущими учениками школы.

Социальные партнеры

МУК-2
ДК «Гамма»
Библиотека
МУЗ Поликлиника № 7
ДЮЦ «Каучук»
СДЮТ и Эк «Абрис»
Центр «Ресурс»
МОУ СОШ № 67, 77, 41
ДОУ микрорайона
«Клуб любителей природы» микрорайона Резинотехника
Совет ветеранов
МОУ дополнительного образования детей специализированной детской юношеской спортивной школой олимпийского резерва № 16
СП Ярославская детская железная дорога Ярославского отделения СЖД – филиала ОАО «Российские железные дороги»
Ярославская городская детско-молодежная общественная организация «Военно-патриотический клуб – Десантник»
МОУ ДОД СДЮСШОР № 17
МОУ ДОД СДЮСШОР № 13

Материально-техническое оснащение

В 2007 году школа получила Лицензию № 223701 от 26.04.07. сроком на пять лет на право осуществления образовательной деятельности. В школе имеются следующие специализированные кабинеты: химия, биология, физика, два кабинета информатики, столярная и слесарная мастерские, кабинет обслуживающего труда,  работают большой и малый спортивные залы со спортивным оборудованием, лыжная база с комплектами пластиковых лыж на три класса, имеется снегоход «Буран». Для учащихся, имеющих ограниченные физические возможности, организована работа специальной медицинской группы «А» и создан кабинет лечебной физкультуры, медицинский кабинет, процедурный кабинет, кабинет психологической разгрузки, актовый зал, библиотека, обеденный зал на  290 посадочных мест, кабинет ОБЖ, кабинет ИЗО, кабинет музыки, спальня для первоклассников. Все учебные кабинеты  оснащены новой мебелью.
Медицинский и процедурный кабинеты прошли лицензирование, полностью обеспечены медицинским оборудованием и обслуживаются работниками больницы № 7. (Санэпидзаключение  № 76.01.13.000.М.оо1027.06.08. от 17.06.2008 г. и приказ № 211 от 09.04.2008 г.).
Открыты два компьютерных класса со следующим оборудованием: 18 компьютеров, 2 мультимедийных проектора, 2 принтера, сканер, интерактивная доска, ноутбук. На один компьютер в школе приходится 11 учеников.
Столярная и слесарная мастерские оборудованы различными станками: круглопильным, токарным, фрезерным,  заточным, фуговальным, сверлильным, деревообрабатывающим, токарным по дереву, для обточки,, прессом для штамповки,  муфельной печью, верстаками,  компрессором, рубанком электрическим,  электропилой «Парма». В кабинете обслуживающего труда имеются: 10 швейных машин, 2 плиты «Индезит»с вытяжками «Крона», оверлок, 2 кухонных гарнитура, стиральная машина «Мини-Вятка», холодильник.
Безопасность образовательного процесса обеспечивается круглосуточной охраной (в ночное время – сторожа, в дневное – охранник из фирмы «Барс»). Имеется кнопка тревожной сигнализации, выведенная на центральный пульт, по периметру здания установлены камеры видеонаблюдения, все помещения школы оборудованы АПС.
В 2007 году заменено полностью оборудование школьной столовой, произведен косметический ремонт обеденного зала, поставлена новая мебель. Установлен  куллер с питьевой водой и 4 раковины с подводкой горячей и холодной воды, система отопления промыта и опрессована, освещение классных комнат в норме (установлены люминесцентные лампы и софиты). Ежегодно производятся замеры сопротивления изоляции электросети и заземления. Проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций. Имеются  огнетушители  в  соответствии  с  расчетом.