Проект «Лицо школы»

 

МОУ гимназия №1



Адрес, телефон, проезд, руководство

150057, г.Ярославль, проезд Ушакова, дом 11, тел/факс 44-27-57, проезд троллейбусом № 9, автобусом № 33, 41А до остановки Кресты, маршрутка № 71, 73, 76 до магазина «Сделай сам», № 81 до остановки улица Калинина.
Директор Ферулева Надежда Степановна. Заместители: Каратаева Елена Ивановна, Прошлецова Марина Витальевна, Трифонова Нина Ивановна, Чеблукова Галина Михайловна.

Миссия ОУ

Гимназия предназначена для развития и социализации учащихся, склонных к активной интеллектуальной деятельности и видит свою миссию в обеспечении освоения учащимися гимназии основных и до­полнительных образовательных программ среднего общего образо­вания повышенного уровня сложности в соответствии с профилями обуче­ния на уровне, гарантирующем продолжение образования в системе высшего профессионального образования; в развитии социально-педагогических отношений и сохранении физического, психического и социального здоровья учащихся, формировании здорового образа жизни; в обеспечении преемственности между  предп­рофильным  и профильным обучением учащихся; в формирование позитивной мотивацию учащихся к учебной де­ятельности, способности к саморазвитию, самообучению, самоопреде­лению и самореализации; в подготовке  учащихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образова­тельных программ; в воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Приоритетные направления работы

Профильная школа
Участие в инновационной деятельности
Здоровьесберегающие  технологии

В 2008 закончился экспериментальный этап работы в рамках РЭП по профильному обучению. Гимназия продолжает в режиме  развития  работу по обеспечению профильного обучения.  Содержание работы включает:

  • создание системы профессиональной и социальной ориентации школьников средствами предпрофильной и профильной подготовки;
  • оптимизацию  процесса  предъявления образовательных услуг на этапе организации профильного обучения;
  • формирование новых компетенции учащихся, учителей, родителей, классных руководителей, педагогов-психологов;
  • формирование культуры оказания образовательных услуг.

Ключевая идея: профильное обучение как средство индивидуализации и дифференциации обучения более полно учитывает интересы, склонности и способности обучающихся, создает условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Опыт представлен в методических сборниках ИРО. С 2006 года в рамках региональной экспериментальной площадки по модернизации образования, гимназия реализует программу развития «Строительство будущего в настоящем» (2006-2011 гг.). Возникновение ИОП проходит несколько этапов: выявление образовательных потребностей субъекта - формирование образовательного заказа к субъекту - через сопоставление образовательных потребностей и образовательного заказа выявление образовательных задач - программирование деятельности по выполнению поставленных образовательных задач.
Индивидуальная образовательная программа «схватывает»: возможность прохождения учащимся собственного уникального пути, являющегося результатом его самоопределения; путь по мере его прохождения осознается как индивидуальная история.
Путь каждого образующегося состоит в индивидуальном освоении интеллектуальных функций, индивидуальных образовательных программ. В этом контексте: образовательное пространство - то, «где пролегают» пути образующихся; индивидуальная траектория понимается как изображение  пути образующегося в конкретном пространстве в определенный период времени.
В настоящее время «индивидуальную образовательную программу» мы понимаем: как средство организации жизни; как инструмент пожизненного образования; как проявление коллективно организованного учебного процесса; как «документ», определяющий образовательный уровень субъекта.
Опыт работы по индивидуальным образовательным программам представлен в виде методических разработок «Профессиональное самоопределение школьников», «Портфолио», «Профессиональное резюме», «Организация сопровождения школьника по индивидуальному образовательному маршруту». Проект «Ориентация». Понимание гимназии как «функционального узла сети» на пути образующегося, определяет  требования к организации деятельности гимназии как образовательной системы. Образовательная система  должна удовлетворять трем требованиям: обеспечивать  всем  желающим доступ  к имеющимся ресурсам  в  любое  время  и независимо от их возраста; поддерживать усилия всех, кто хочет поделиться своими знаниями и умениями, в поиске тех, кто хочет у них научиться; предоставлять всем желающим возможность публиковать,    представлять на обсуждение общественности свои результаты.
Речь идет не только о повышенной информированности,  оперативной и регулярной коммуникации участников в сетевых сообществах, но также и о новых возможностях работы со знаниями и их производства.
Все участники  сети  смогут получить возможность создавать собственное информационное пространство и пользоваться в рамках этого пространства целым рядом сервисных служб - консультации специалистов, конференции, пространство для хранения больших объемов информации, оборудование.
Формирование и развитие сетевых сообществ средствами интерактива является своеобразным  «экраном»,  «табло сознания»  коллективного субъекта в целом и индивидуальных участников сети в частности и реализовываться через: интернет-диалог, как средство развития коммуникации профессионалов, где предъ­явление оснований становится здесь исходным условием взаимодействия; разработку и/или развитие сценариев, проектов, разработанных и разрабатываемых учащимися, педагогами-новаторами, учителями и учащимися из других школ, входящих в сеть по проблематике образования и в образовании, исходя из разных фокусов; формление пространства для проектирования и взаимодействия образования с наукой, промышленностью, здравоохранением, разработка и/или развитие сценариев, проектов, программ разработанных и разрабатываемых   специалистами РСО по приоритетным направлениям развития образования в регионе, РФ, мире.
В рамках работы педагогического коллектива по теме «Культура образовательного процесса – основа формирования социальных компетенций» проведено обучение 60% педагогов по программе «INTEL для будущего», на педагогических чтениях  и на круглых столах в ИРО представлен опыт работы учителей по темам «Цифровые технологии на уроках географии», «Использование Интернет-ресурсов в обучении математике», «Формирование образовательного пространства «Обществознание», международный дистанционный проект «Образ другого», документальный фильм  «Освоение педагогами гимназии социальной сети Интернет». Возможность участия в видеоконференциях позволило расширить регулярные коммуникации участников в сетевых сообществах.
Система договорных отношений становится основным элементом при формировании «договорного пространства» гимназии. Договорное пространство понимается как содержательное поле конструктивного взаимодействия администрации и педагогического коллектива гимназии, учителей и учащихся, администрации и родителей учащихся, гимназии и местного сообщества, гимназии и органов управления, гимназии и органов власти, где стороны соотносят ценности, договариваются о нормах, правилах построения взаимоотношений. Формирование договорного пространства гимназии осуществляется как организованная особым образом деятельность, включающая в себя: формирование системы договорных отношений внутри гимназии; формирование  внешнего  «договорного окружения» гимназии    с другими образовательными учреждениями; формирование «поля договоренностей» с местным сообществом; формирование пространства межведомственного  взаимодействия, как ресурса развития образовательной системы.
В этом контексте «договорное пространство» - это особая форма организации коммуникации и мышления, когда стороны договариваются о «правилах игры», где каждый имеет право на свои подходы и взгляды, но никто не имеет права навязывать их другим. Промежуточным результатом работы по данному направлению является описание процедуры составления договоров с партнерами внутри и вне гимназии, становление практики телекоммуникационного общения, создание коллективного сайта в сети Интернет.
В 2009 году в рамках базовой площадки ГОУ ЯО ИРО гимназия работает по теме «Сохранение  психоэмоционального здоровья школьников средствами музыки». Содержание деятельности: внедрение «кинезитерапии», «тонирования», «вокалотерапии», драматерапии» (имаготерапии), релаксации. Использование «фоновой» музыки, музыкальных упражнений, ритмических игр. Проведение уроков в филармонии с привлечением симфонического оркестра, профессиональных исполнителей. 
Формирование партнерских отношений с родителями по вопросам здоровьесбережения  учащихся средствами  музыки и сопровождения семьи в сохранении психоэмоционального здоровья школьников. 
В первом квартале 2009 года проведено 3 урока в филармонии для учащихся 5 и 6 классов. Гимназия представила опыт работы учителя музыки Борисовой Т.В. на областном семинаре участников базовой площадки. В формате педагогического всеобуча прошли собрания с родителями  по теме эксперимента. Осуществлено копирование и распространение «фоновой» музыки среди учителей- предметников

Особенности организации образовательного процесса

Организация образовательного процесса в гимназии  име­ет следующие особенности: в 5 – 7-х классах предполагается изучение информатики, курса ССЛ, пропедевтика физики и химии экологии, занятий по развитию творческих способностей; в 7 – 11 классах обязательным является изучение второго иностранного языка; с 8 класса происходит дифференциация учащихся на учебные потоки; с 8 класса используются "вузовские " формы учебных заня­тий (лекции, семинары, дискуссии, работа над проектом и т.д.); в 8-11 классах организуется семестровое обучение; в 8-11 классах для учебной работы с учащимися привлека­ются преподаватели ярославских вузов.
В 9–х классах проводится предпрофильная подготовка, удовлетворяющая потребности учащихся и родителей в профессиональном самоопределении через занятия на элективных предпрофильных курсах.
В 10-11х профильных  классах реализация государственного образовательного стандарта осуществляется как через освоение  обязательных базовых и профильных программ, так и программ элективных учебных предметов- обязательных учебных предметов по выбору учащихся. Элективные учебные предметы дополняют индивидуальную образовательную траекторию учащегося профильного класса , выполняя функции: надстройки» профильного учебного предмета, развивают содержание базовых или готовят к сдаче ЕГЭ, способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности. Сложившаяся практика организации предпрофильного и профильного обучения позволяет учащимся добиваться положительных результатов при сдаче ЕГЭ по всем предметам..Например, по итогам 2008 года выпускники 11х классов получили «4»и «5» по русскому языку 71,9% (город- 66,83%); математике  77,0% (54,14%); физике 71,4% (68,09%); химии 64,29% (59,85%); биологии 72,22% (62,41%); истории 84,21% (71,38%).
Воспитательная система работы для 5-7-х классов направлена на формирование нравственного самосознания, ответственности и обучения культуре поведения на основе управления собой помощь гимназистам в их личностном развитии. Внеучебная деятельность наряду с выполнением рекреационной функцией, прежде  всего  является средством развития познаватель­ной активности учащихся.  Посредством внеучебной   деятельности осуществляется целостное воздействие  на коллектив и отдельную личность, на её интеллектуальную эмоциональную и волевую сферы. Все мероприятия носят, как правило, интеллектуально-творческий характер:  занятия по развитию творческих способностей, КВН,  конференция Малой Академии наук, фестиваль Малой академии искусств, Эрудицион, конференция «Отечество», интеллектуальные игры, кружки, деловые игры, коллективные дела, ,диспуты, дискуссии, тематические вечера, психологические тренинги, спецкурсы и спецсеминары, экскурсии, походы летние профильные лагеря, телекоммуникационные проекты, участие в работе Совета социальных партнеров, «Парламента» и Совета старшеклассников и т.п.
Внеурочная деятельность гимназии выражается в многообразных формах: это и классные собрания, и классные часы, и проведение общенародных и общекультурных праздников, ставших уже традиционными для образовательного учреждения, например, День пожилого человека, посвящение в гимназисты пятиклассников, несение вахты на Посту №1 у Вечного огня, оздоровительные мероприятия, развивающий отдых; трудовые дела, связанные с заботой о людях, о природе, с облагораживанием условий жизни школы и т.п.
Дополнительное образование имеет практико-ориентированную направленность.  Основу дополнительных программ составляют социальные пробы, направленные на формирование у учащихся компетенций (минимального или продвинутого уровня) в различных сферах человеческой деятельности. Приобретение компетенций осуществляется чрез сеть образовательных услуг, оказание которых организовано как на базе гимназии, так и на площадках, предоставленных другими организациями. Объединения дополнительного образования в гимназии организуют свою работу в разных направлениях: это и интеллектуально-этические клубы, и кружки прикладного творчества, и туристско-краеведческое объединение музея гимназии, и спортивные секции, и художественно-эстетические студии, среди которых – театральная студия.
Общее собрание определяет основные направления деятельнос­ти гимназии, рассматривает и принимает устав гимназии, а также изменения и дополнения к нему, утверждает правила внутреннего трудового распоряд­ка и другие локальные акты.
Совет социальных партнеров участвует в формировании учебного плана предпрофильных и профильных классов , Образовательной программы ,принимает участие в обсуждении и внесении изменений в Устав , контролирует использование внебюджетных средств, направляет своих представителей в экзаменационные и конкурсные комиссии, определяет размер стипендий и поощрительных премий, знакомится с перспективами развития гимназии, заслушивает отчеты о реализации программы развития и Образовательной программы.
Педагогический совет решает задачи развития и совершенствования образова­тельного процесса, повышения педагогического мастерства работников гимназии, организации дополнительных образовательных услуг; разработки, обсуждения образовательных программ, утверждения вопросов содержания, методов, форм и контроля учебно-воспитательного процесса. 
Классный родительский комитет содействует осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы родителей , реализации их прав в решении вопросов обучения и воспитания  детей , расширения демократических форм управления гимназией.
Совет старшеклассников осуществляет целенаправленную , систематическую , организационную деятельность учащихся, в процессе которой они учатся управлять коллективом , решая задачи общественной жизни. Привлекает гимназистов с сотворчеству и сотрудничеству с педагогическим коллективом для формирования компетентностей, направленных на успешную социализацию учащихся, развитие самоуправленческих начал  стимулирование учащихся к действиям в интересах как своей личности, так и общества.
Республика «Детленд» в максимальной степени способствует развитию личности, органически соединяя интересы личности и общества, формируя определенные нравственные качества и черты характера, такие как лидерство, организаторство, коммуникативность, ответственность, деловитость, коллективизм.

Достижения: учреждение

Гимназия в 2006  году  участвовала и стала победителем в областном конкурсе «Лучшая школа России». Конкурсный проект «Профильная школа». Идея проекта: профильная школа –основа профессионального и социального самоопределения школьников. Продукты: «Описание модели профильной школы», сборник программ элективных учебных предметов. Материалы представлены на  сайте ИРО. Консультанты: Прошлецова М.В., Лихопуд Э.В., Терентьева Е.Ю., Зайцева Г.А.
В 2008 году гимназия участвовала и получила статус призера Всероссийского конкурса «Лучшая школа России». Конкурсный проект «Информатизация образовательного процесса». Идея проекта – развитие сетевого взаимодействия как средства расширения коммуникационного пространства участников образовательного процесса. Продукты: создание элементов сетевого взаимодействия, наработка опыта использования Интернет-ресурсов. Материалы представлены на сайте ИРО. Консультанты: Трифонова Н.И., Моисеева Н.Ф., Тишининова Я.Н., Прозуменщикова Е.С.
Гимназия стала призером, победителем и дипломантом в областных конкурсах, программах и проектах: в 2006/07 учебном году в конкурсе воспитательных систем, в 2007/08 учебном году в  конкурсах «Самый классный классный», «Моя семья». 

Достижения: дети

Призеры предметных конкурсов и олимпиад международного и российского уровня в 2006-2008 гг: всероссийская олимпиада «Полиглот» ( иностранные языки); всероссийская конференция «Открытие»  (по информатике); всероссийская программа «Шаг в будущее»  (лучшая работа    в области инженерных наук); международная олимпиада «Славянский мир» (по русскому языку, истории, литературе).
Призеры предметных олимпиад  и конкурсов областного уровня в 2006-2009 г.г: по химии 9 кл, литературе 11 кл., немецкому языку; елекоммуникационный проект «Старинных  двориков забытые легенды»; по русскому языку 10 кл., литературе10кл,истории10кл, биологии 9 кл. экономике 10 кл.; по математике 8 кл., физике 9 кл., астрономии 10 кл., основам предпринимательской деятельности и правовым знаниям 10 кл , английскому языку 11 кл.,  истории 11 кл. , литературе 11 кл., русскому зыку 11 кл.
Победители областных конкурсов в 2007-2008 гг.: «Вдохновение» , Юниор - Лига  КВН, выставка технического творчества, Лингвистические игры ,«За безопасность  дорожного движения».
Победители городских  конкурсов в 2006-2009 гг.: «Мои права»; вахта на Посту № 1; выставка «Юннат 2006»; спортивное ориентирование; «День защиты   животных»; «Эрудицион»; выставка «Юннат 2007»; «Юные друзья  природы»; конференция «Отечество»; - «Как жить и плакать без тебя»; лига по мини-футболу; игра «Город бизнеса 2008»; соревнования «Шиповка юных»; фото-пробег  «В объективе»; игра «Город бизнеса 2009».
Гимназия гордится выпускниками награжденными золотыми и серебряными медалями(золото, серебро, всего): 2006 - 6, 11, 17; 2007 - 7, 19, 26; 2008 - 4,   16, 20.
Работа с одаренными детьми включает в себя: психолого-педагогический мониторинг с использованием таких методов диагностики, как анализ реальных продуктов деятельности, наблюдение, экспертные оценки учителей и родителей; обучение с применением методов творческого характера –проблемные, исследовательские, проектные, а также компьютеризированные средства; формирование банка данных «Одаренные дети» по параметрам учащиеся с опережающим развитием интеллекта, учащиеся с ярким проявлением способностей к отдельным школьным предметам и видам деятельности, учащиеся, добившиеся высоких результатов в области образования, искусства, спорта, технического творчества.

Дополнительные услуги

Проводится психологическое и предметное обследование поступающих в 5 класс. Организуется бесплатные занятия для поддержки адаптации пятиклассников..

Социальные партнеры

Вузы города ЯрГУ, ЯГПУ, ЯГМА, ЯГТУ
Родители учащихся гимназии
Бывшие ученики гимназии
МОУ гимназия № 710 г. Москвы

Социальные партнеры активно участвуют в проведении спецкурсов, семинаров, элективных учебных предметов, в подготовке и проведении различных конкурсов и олимпиад на базе гимназии и вузов Дней открытых дверей, в сопровождении научной исследовательской работы гимназистов. 

Родительская общественность оказывает действенную помощь в сохранении и развитии кабинетов, в создании условий безопасной жизнедеятельности учащихся, в организации досуговой деятельности, в материальной поддержке  одаренных и талантливых школьников, в проведении профориентационной работы. 

Выпускники гимназии разных лет оказывают организационную, юридическую и материальную поддержку при проведении массовых мероприятий, организации работы летних профильных лагерей, создании площадок для прохождения учащимися социальных проб, при подготовке и проведении  совместных благотворительных акций «Чужих детей не бывает».

С московскими коллегами происходит постоянный обмен информацией по насущным проблемам  работы профильных классов в режиме on- lain. Ежегодно работает совместная летняя математическая школа c  проведением мастер-классов для учителей и творческих мастерских для учащихся.

Материально-техническое оснащение

Односменный режим работы гимназии позволяет организовать занятия физкультурой и спортом для всех желающих В гимназии два спортивных зала, оснащенных необходимым спортивным инвентарем: мячи , маты , теннисные столы , булавы , обручи, скакалки и т. д. Ежегодно на поддержание и развитие спортивной базы тратится около 50 тысяч рублей.
В гимназии два класса информатики(22 ПК) с локальной сетью и выходом в Интернет. Кроме того, в учебно-воспитательном процессе используются 14 компьютеров, 9 интерактивных досок, два сканера, 10 принтеров, ксерокс, три комплекта устройств для голосования , аппаратура для проведения видеоконференций  В управленческой работе задействованы 8 компьютеров, три из них с выходом в Интернет, 6 принтеров, ксерокс, сканер.
Все кабинеты оборудованы мебелью в соответствии с требованиями САНПиНов. Кабинеты биологии, географии, химии и физики имеют  минимально необходимое количество оборудования , материалов и реактивов для проведения практических работ, часть практических работ проводится на базе лабораторий вузов. Идет процесс замены оборудования в кабинетах обслуживающего труда и мастерских. Каждый третий предметный кабинет оснащен компьютерной и цифровой техникой.
Имеющаяся МТБ позволяет повысить эффективность образовательного процесса, расширить коммуникации учащихся и учителей, стимулирует дальнейшее профессиональное развитие педагогов приобретение новых компетенций всеми участниками образовательного процесса.