Проект «Лицо школы»

 

МОУ СОШ №31



Адрес, телефон, проезд, руководство

150046, г. Ярославль, ул. Нефтяников, д. 26. телефон:31-05-35, 31-02-25. факс: (4852) 31-05-35. Сайт: http://school31.edu.yar.ru, e-mail: yarsch031@yandex.ru.
Проезд: троллейбус № 5, автобус № 2, маршрутное такси № 72, 97.
Директор школы – Алешина Татьяна Николаевна, квалификационная категория – высшая, Отличник народного образования.
Зам. директора по УВР – Теслинова Ирина Николаевна, категория – высшая, «Заслуженный учитель РФ»; зам. директора по УВР – Смекалова Ирина Николаевна, категория – высшая, звания – "Почетный работник общего образования Российской Федерации"; зам. директора по ВР – Богданова Ольга Вячеславовна, категория – высшая; зам. директора по ИТ – Хмелева Ирина Владимировна, категория – первая.

Миссия ОУ

Создать образовательную среду, способствующую максимальной самореализации каждого школьника вне зависимости от его психофизиологических особенностей, учебных возможностей, уровня материального благосостояния, принадлежности к той или иной социальной группе.
Школа должна стать центром для получения дополнительного образования каждым учеником.

Приоритетные направления работы

Участие в инновационной деятельности.
Эксперементальная площадка РАО по теме «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного  результата, соответствующего Федеральному государственному стандарту (на примере Образовательной системы «Школа 2100»)».
Реализация проекта «Система работы образовательного учреждения по профилактике асоциального поведения школьников».
На конкурсный отбор инновационных образовательных проектов в рамках приоритетного национального проекта «Образование»  в 2009 году был представлен проект «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И РАВЕНСТВА».
Работа по технологии «Школа 2100», осуществление преемственности в работе начальной школы и среднего звена позволило работать в режиме экспериментальной площадки РАО под руководством ЯИРО по вопросу « Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового результата , соответствующего федеральному образовательному стандарту» (Технология «Школа 2100», предметы – русский язык и литература, природоведение).
Методическая тема школы «Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса». Функционируют методические объединения учителей гуманитарного цикла, естественно-научного, начальных классов, иностранного языка, математики, основными направлениями работы которых, являются:

  • совершенствование работы по обеспечению достижения учащимися базового уровня знаний;
  • улучшение качества методической подготовки учителей к проведению уроков разных типов, использованию ИКТ в учебной работе;
  • широкому внедрению в учебный процесс исследовательских, проектных методов.

В нашей школе в 2003-2004 учебном году была создана и уже в течение нескольких лет активно работает социально-педагогическая служба школы, которая  в деле воспитания подрастающего поколения объединяет педагогов, психологов, медиков. СПС является не только формой солидарности, объединения людей, исповедующих общие ценности, но интегрирует различные типы «профессиональных» ресурсов, средства практического действия в процессе работы педагогического коллектива по профилактике асоциального поведения школьников.
В рамках социально педагогической службы работа ведётся над важными составляющими нашей жизни, такими как:

  • создание детского коллектива, в котором каждый ребёнок чувствует себя физически и психологически защищённым;
  • формирование у детей практических навыков здорового образа жизни;
  • нравственное и гражданско - правовое воспитание наших школьников.

Социально-педагогическая служба школы на наш взгляд, реально решает задачи:

  • по содействию полноценному личностному развитию детей на каждом возрастном этапе;
  • по обеспечению социально-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в общении, обучении;
  • по профилактике и предупреждению асоциальных проявлений   в   поступках и поведении школьников: безнадзорности, правонарушений, возникновения вредных привычек - табакокурения, алкогольной и наркотической зависимостей;
  • по организации активного сотрудничества школьной администрации,
    педагогического коллектива, родителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной, квалифицированной, всесторонней     помощи школьнику в процессе становления и развития его личности.

Служба функционирует как целостная система, осуществляющая деятельность в трех основных направлениях:

  • осуществление психолого-педагогической   диагностики;   составление на основе проведённых исследований прогноза развития негативных и позитивных сторон как отдельной личности, так и детского коллектива;
  • организация консультативной работы с учащимися, педагогами, родителями;
  • проведение  профилактической, организаторской, просветительской    работы по предотвращению развития негативных процессов как в коллективе учащихся, так и в отношении отдельно взятого ученика школы.

Цель проекта: создать в школе условия для реализации потребности ребёнка, независимо от уровня его материальной обеспеченности и принадлежности к той или иной социальной группе, в здоровом (т.е. обеспечивающем физическое, душевное и социальное благополучие), содержательном и развивающем досуге.
Задачи:

  • расширить, сделать более разнообразной бесплатную сеть объединений дополнительного образования, функционирующих на базе школы;
  • увеличить удельный вес детей, занимающихся в объединениях дополнительного образования разных профилей;
  • укрепить материальную базу школьного дополнительного образования.

Методическая тема школы «Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса». Функционируют методические объединения учителей гуманитарного цикла, естественно-научного, начальных классов, иностранного языка, математики, основными направлениями работы которых, являются:

  • совершенствование работы по обеспечению достижения учащимися базового уровня знаний;
  • улучшение качества методической подготовки учителей к проведению уроков разных типов, использованию ИКТ в учебной работе;
  • широкому внедрению в учебный процесс исследовательских, проектных работ.

Особенности организации образовательного процесса

Досуговая деятельность в школе обеспечивает широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, культурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия, в работу кружков,  клубов, центров, спортивных секций (бесплатных и осуществляющих свою деятельность на базе школы). Это одно из важнейших направлений в работе школы, способствующее активному полезному проведению досуга  и развитию творческой инициативы  ребёнка.
Привлечение широкого круга учащихся (особенно детей группы риска), к занятиям в школьных спортивных секциях, кружках, клубах, организация школьных спортивных турниров, различных творческих конкурсов, выставок и т.д., привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивает риск мотивации на асоциальное поведение.
В настоящее время на базе школы функционирует развитая сеть объединений дополнительного образования. Количество кружков и спортивных секций с каждым годом становится разнообразнее.
Среди объединений дополнительного образование есть художественно – эстетического, юннатско – биологического, туристско -  краеведческого, гражданско – правового, спортивного направлений.
Наиболее посещаемыми являются школьные спортивные секции: лыжная, футбольная, баскетбол-волейбол, фитнес-аэробика. Кроме этого, на протяжении двух последних десятилетий популярными и востребованными остаются занятия в рамках туристско-краеведческого направления, которые ежегодно завершаются организацией традиционных для нашей школы многодневных туристических походов. Ежегодно в каждый поход (иногда и в два похода) уходит по 25-30 ребят.
Школа за последние годы своими силами  решила проблему закупки оборудования для занятий игровыми видами спорта и для занятий лыжами. Практически заново была сформирована лыжная база школы, закуплено необходимое оборудование для организации тренировочного процесса в секции баскетбол-волейбол: комплекты мячей для тренировок в парах, новая волейбольная сетка, спортивном зале были установлены новые баскетбольные щиты. На базе нового школьного футбольного мини поля начались занятия футбольной секции. Это позитивные изменения, которыми мы вправе гордится.
Управляющий совет муниципального образовательного  учреждения средней общеобразовательной школы №31 является коллегиальным органом управления МОУ СОШ №31, реализующим принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием.
Управляющий Совет принимает участие в разработке Устава МОУ СОШ №31, вносит изменения и дополнения к нему; согласовывает  компонент государственного    образовательного стандарта общего образования и профили обучения; утверждает программу развития МОУ СОШ №31; может рассматривать обращения участников образовательного процесса в случае возникновения в МОУ СОШ №31 конфликтных ситуаций; ходатайствует при наличии оснований перед руководителем МОУ СОШ №31 о
расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа административного персонала; содействует   привлечению внебюджетных средств, в том числе родительские добровольные пожертвования для обеспечения деятельности и
развития МОУ СОШ №31, составляет смету расходов внебюджетных   средств и родительских пожертвований; ежегодно не позднее 01 ноября    представляет родителям и общественности информацию о состоянии дел в школе, о работе Управляющего совета, расходовании внебюджетных средств, в том числе
родительских пожертвований; заслушивает отчет руководителя МОУ СОШ №31 по итогам учебного финансового года; осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в МОУ СОШ №31, принимает меры к их улучшению.
Самоуправленческая деятельность школьников осуществляется  через: участие школьников в планировании, разработке, проведении и анализе творческих дел коллектива; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; деятельность советов дел.
Главное здесь -  деятельность  детей, направленная на совершенствование жизни коллектива. Задачу органов самоуправления мы видим в организаторской деятельности среди учащихся школы, представлении их интересов. Совет старшеклассников – орган ученического самоуправления  является инициатором проведения всех общешкольных дел, которые включаются в план работы школы по результатам коллективного планирования. Совет старшеклассников принимает непосредственное участие в подготовке и проведении общешкольных всех дел. Советы дела, формирующиеся для подготовки КТД и состав которых постоянно обновляется, возглавляемые членами Совета старшеклассников и учителями, принимают участие в подготовке и проведении всех творческих дел, начиная с линейки, посвящённой Дню знаний и заканчивая праздником «Последнего звонка». 
В учебном процессе применяются следующие технологии, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, соответствуют направлениям модернизации образования, делают процесс обучения современным:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • исследовательские методы обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • проектные методы обучения;
  • парные, групповые формы работы;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • проблемно-диалогические технологии и другие.

Активное использование технологий, учёт индивидуальных особенностей детей в процессе обучения позволили достичь определённых успехов в обучении: в школе за последние годы нет ухода учащихся из школы без получения основного общего образования; сократилось количество неуспевающих детей, по итогам прошедшего года – 1 неуспевающий; 100% выпускников уже 2 года справляются с ЕГЭ по русскому языку, благодаря продуманной системе работы учителя Зародовой Е.А.; результаты сдачи ЕГЭ по математике за 2007-08 учебный год выше, чем по г. Ярославлю и области по всем показателям:  «справляемости» и «успешности» - учитель Смирнова Н.Б.; все выпускники 9 класса сдали экзамен по математике в новой форме.
Ключевыми, системообразующими механизмами реализации программы воспитательной работы в школе являются:  деятельность социально-педагогической службы школы; функционирование на базе школы разнообразной бесплатной сети объединений дополнительного образования.
При организации воспитательного процесса активно применяются следующие педагогические технологии: технология «Портфолио»; технология «Создания ситуации успеха»; технология «Проектная деятельность в воспитательной работе»; технология саморазвития личности школьника; технология коллективной творческой деятельности. 
Результатом работы педагогического коллектива школы в данном направлении стали успехи наших детей в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня. Так, на протяжении 3-х последних лет  наши школьники становились, лауреатами, дипломантами, участниками районного, городского, областного фестивалей детского творчества «Радуга» и «Играем в театр», победителями районного КВН среди команд школ района, лауреатами и дипломантами районного конкурса патриотической песни, победителями и призёрами районных и городских конкурсов художественного и декоративно-прикладного творчества и т. д. Еще одно проявление системы коллективной творческой деятельности — школьное самоуправление, которое мы считаем первоочередным условием формирования активной социальной позиции ученика.

Достижения: учреждение

Наша школа - призер областного конкурса «Лучшая школа России 2005».
Неоднократно становились победителями и призёрами муниципального «конкурса среди детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей (функционирующих на базе школы). 2005, 2006, 2007 гг. 
В 2008 – 2009 году проект «Система работы образовательного учреждения по профилактике асоциального поведения школьников» был представлен на конкурс проектов на присвоение статуса ОМЦ.
В настоящее время данный проект находится в стадии реализации. Цель проекта: формирование у представителей целевой аудитории компетенций по построению и реализации в ОУ проекта «Система профилактической работы в ОУ по предупреждению асоциального поведения школьников», оптимально обеспечивающего решение проблемы асоциального поведения детей в конкретном ОУ. Задачи: создание слушателями курсов программы мониторинга эффективности учебно–воспитательного процесса; сформировать у слушателей курсов практические навыки по обеспечению интеграции различных типов «профессиональных» ресурсов (педагогов, психологов, медиков и др.) и средств практического действия в ОУ для решения проблемы асоциального поведения детей; познакомить слушателей курсов с разнообразными формами, методами, приёмами  внедрения и реализации деятельности по профилактике асоциального поведения школьников.
В течение 2008-2009 года проект был реализован. На базе школы работал организационно – методический центр «Система работы образовательного учреждения по профилактике асоциального поведения школьников», слушателями которого стали заместители директоров школ по УВР, социальные педагоги и психологи.
На конкурсный отбор инновационных образовательных проектов в рамках приоритетного национального проекта «Образование»  в 2009 году был представлен проект «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И РАВЕНСТВА». Цель проекта: создать в школе условия для реализации потребности ребёнка, независимо от уровня его материальной обеспеченности и принадлежности к той или иной социальной группе, в здоровом (т.е. обеспечивающем физическое, душевное и социальное благополучие), содержательном и развивающем досуге. Задачи: расширить, сделать более разнообразной бесплатную сеть объединений дополнительного образования, функционирующих на базе школы; увеличить удельный вес детей, занимающихся в объединениях дополнительного образования разных профилей; укрепить материальную базу школьного дополнительного образования.
Основная идея проекта заключается в том, что побороть негативное, подчас, влияние социума на детей и подростков только запретительными и карательными мерами вряд ли удастся. В рамках проекта мы хотим предпринять меры по созданию альтернативы «улице», такой, чтобы дети захотели уйти с «улицы» и прийти в школу в свободное от уроков время. Ведь в школе, в противовес вышесказанному, жизнь ребенка упорядочена и организована. Здесь у него есть свои конкретные обязанности, осуществляется контроль со стороны взрослых. Значит, в школе необходимо создать условия для реализации потребности ребёнка, независимо от уровня его материальной обеспеченности и принадлежности к той или иной социальной группе, в здоровом (т.е. обеспечивающем физическое, душевное и социальное благополучие), содержательном и развивающем досуге и сгладить, тем самым, негативное влияние социума. Кроме того, и новые стандарты образования предполагают занятость детей в школе не только во время уроков, но и в после урочное время. Поэтому проект предполагает сбалансированность интеллектуальной и физической активности школьников в этой сфере.

Достижения: дети

2006/2007 учебный год: участники международной игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»; участники Российского конкурса «Join Multimedia 2006 R – Создай мультимедийную презентацию»; 3. Участники международной игры-конкурса «Кенгуру»; участники международной игры-конкурса «Золотое руно»; участники международной игры-конкурса «Британский бульдог».
2007/2008  учебный год: участники международной игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»; участники международной игры-конкурса «Кенгуру»; участники международной игры-конкурса «Золотое руно»; участники международной игры-конкурса «Британский бульдог».
Работа с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к учебному труду, к творческой деятельности, одарёнными детьми строится индивидуально в рамках урока и во внеурочное время. Проводятся мониторинговые исследования личностных особенностей учащихся   психологом школы. В школе сложилась система работы, способствующая реализации потенциала учащихся. В неё входят: школьные олимпиады по предметам, научно-практическая конференция, в которой принимают участие учащиеся 2-11 классов, конкурсы  компьютерных проектов, темы ежегодно меняются, в этом году «Тысячелетие Ярославля».
Дети реализуют свой творческий потенциал, участвуя  в фестивалях детского творчества «Радуга» и «Играем в театр». В финале конкурса показ спектаклей на сцене ТЮЗа.
Проводится исследовательская работа, результатом которой являются материалы, которые представляются на конференциях района, города, других учебных заведений (ЯХМТ).

Дополнительные услуги

Ежегодно в школе работает «Школа будущего первоклассника», основной задачей которой является развитие общих умений и навыков, способствующих успешной адаптации первоклассника в школе. Будущие первоклассники, которые не посещали детские сады и названную «Школу», имеют возможность посетить 3-х дневные занятия в августе.
Проводятся индивидуальные консультации для детей и родителей психологом и логопедом, учителями начальных классов школы.
Работа с будущими первоклассниками строится по субботам с октября по апрель, с 9.00 до 10.50. Проводятся следующие занятия, продолжительностью по 30 минут: обучение грамоте, развитие речи, обучение математике.
Занятия проводят учителя, которые набирают 1-е классы. Все занятия проводятся в игровых формах с использованием здоровьесберегающих технологий, исключающих утомление детей с использованием оборудования классов начальной школы. Также к занятиям подключаются логопед, который проводит 5-6 занятий по развитию речи и психолог, который проводит 5-6 занятий по развитию внимания, памяти, интеллекта. Эти специалисты проводят индивидуальные консультации родителей и детей по вопросам состояния развития детей и подготовки их к школе.
По названным предметам подготовлены учебные программы, утверждённые директором школы.  Школа работает на бесплатной основе.

Социальные партнеры

ДЮСШ № 3, ДЮСШ № 11
Детский центр внешкольной работы «Приоритет»
ДК «Нефтяник», трест «Ярнефтехимстрой»
Спортивно-оздоровительный комплекс «Атлант»
Детская библиотека №3
Службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям г. Ярославля
ОДН РОВД Красноперекопского района
Городской Совет ветеранов
КДН и ЗП Красноперекопской администрации 
ОДН Красноперекопской администрации
Городской центр внешкольной работы

Участие выпускников – спонсоров в пополнении школьного библиотечного фонда. Регулярное добровольное финансирование выпускниками ремонтных работ и торжественных мероприятий в  школе. Родители обучающихся являются руководителями школьных объединений дополнительного образования. Оказание благотворительной помощи школе промышленными предприятиями: ОАО «Славнефть- ЯНОС», заводами ОАО «Ярославский технический углерод». Наличие прочных связей со всеми дошкольными учреждениями микрорайона, проявляющимися в преемственности в выполнении государственных стандартов образования. Результат – стабильное комплектование трёх-четырёх первых классов ежегодно, при наличии на небольшой территории микрорайона 5 муниципальных образовательных учреждений. Позитивные отзывы представителей интернет-сообщества социальной сети «Вконтакте» о деятельности педагогического коллектива и школы в целом. 
Развитие школы формирует стойкое позитивное отношение к деятельности педагогического коллектива. На территории микрорайона расположено 5 образовательных учреждений. Несмотря на это школа стабильно комплектует 3-4 первых класса (более 90 человек первоклассников) ежегодно. Многие выпускники приводят в школу своих детей, образуя многочисленные школьные «династии». Кроме того, 7 педагогов (почти 20%), включая заместителя директора по УВР, являются выпускниками школы разных лет, что может свидетельствовать о позитивном отношении учащихся к своему образовательному учреждению. Для школы характерно хорошее качество образования учащихся. Степень обученности  за последние 3 года  стабильно сохраняется на высоком уровне. Анализ современного состояния образовательной системы школы позволяет определить её основные конкурентные преимущества: значительный авторитет школы в окружающем социуме; квалифицированный педагогический состав, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения; качественную начальную подготовку, позволяющую школьникам добиваться хороших учебных показателей на второй и третьей ступенях школы; использование в образовательном процессе современных образовательных технологий; интеграция основного и дополнительного образования; богатые традиции, верность которым сохраняется по сей день. Крепкие связи с выпускниками прошлых лет.
Учащиеся школы регулярно становятся победителями районных, городских, областных  конкурсов, конференций, олимпиад, спортивных соревнований. В школе самая высокая численность обучающихся среди общеобразовательных учреждений Красноперекопского района; в течение последних двух лет в школу перешли 10% учащихся соседних школ.В школе много внимания уделяется формированию у школьников потребности в ведении здорового образа жизни, усилению двигательной активности учащихся, мерам по противодействию возникновению вредных привычек и зависимостей. Родители, выпускники достаточно хорошо оценивают школу по многим позициям, которые занимает школа в районе, городе. Это доказывается тем, что за последние три года школа выросла в количественном плане (2006-2007уч. г.- два первых класса, 2007-2008 уч.г.- три первых  класса, 2008-2009уч. г.- четыре первых класса). В качестве преимущества отмечают следующее: стабильный преподавательский состав-100%, высокая квалификация педагогов-95%, наличие хорошей материально-технической базы-78%, наличие спортивных секций-61%. Немаловажную роль при выборе родителями нашей школы для обучения своих детей играет тесная связь школы с дошкольными учреждениями микрорайона (ДОУ № 4, 50,179, 210, 213,215, «ЯНОС»), которая осуществляется через совместные круглые столы, семинары, совещания в начале и в конце учебного года. Направления сотрудничества: правовое просвещение; пропаганда здорового образа жизни, профилактика возникновения вредных привычек и зависимостей; обеспечение безопасности жизнедеятельности детей; формирование коммуникативных навыков у учащихся; родительский всеобуч.

Материально-техническое оснащение

В школе функционируют 30 учебных кабинетов, 5 кабинетов оснащены компьютерами, 2 компьютерных класса, интерактивный комплекс,  спортивный зал, мастерские. Учебно-материальная база постоянно совершенствуется, приобретаются новые дидактические средства, способствующие организации учебно-воспитательного процесса в рамках современных требований. 
Функционирует медицинский кабинет, в котором создан процедурный кабинет, все учащиеся школы проходят углубленный медицинский осмотр, согласно плану. В 2007-08 году кабинет был лицензирован.
В школе работает столовая на 230 посадочных мест, 65% учащихся обеспечены полноценным горячим питанием. За последний год произведена замена оборудования в столовой. 
Для безопасности учащихся установлена пожарная сигнализация, которая обслуживается по договору ООО "Связьстрой". Школа охраняется объектом "Ратник" (тревожная кнопка), охранником фирмы "Барс", видеонаблюдением.
Для занятий спортом в 2008 году введено в эксплуатацию новое футбольное мини поле. Планируется создание  спортивного тренажёрного зала. Важнейшими направлениями работы школы являются: внедрение в учебно-воспитательный процесс информационно-комуникационных и компьютерных технологий; организация дополнительного образования (на базе школы функционирует 4 спортивные секции) и досуговой деятельности школьников.