Проект «Лицо школы»

 

МОУ СОШ №43 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением немецкого языка



Адрес, телефон, проезд, руководство

150000, г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, дом  64А, тел. 72-86-11, 30-38-93, факс. (0852)72-64-31, трамвай № 1, 2, 3, 7 до ост. «Ул. Чайковского».
Директор:  Жарова Татьяна Сергеевна, Заслуженный учитель РФ.
Табунова Татьяна Александровна, зам. директора школы по УВР (III ступень обучения, иностранные языки); Киселев Валерий Анатольевич, зам. директора школы по УВР (II ступень обучения, предметы гуманитарного цикла);  Лебедева Екатерина Николаевна, зам. директора школы по УВР (II ступень обучения, внеклассная работа по немецкому языку, кружковая работа, кураторство программы «Диплом немецкого языка, II ступени»; Талютина Ольга Александровна, зам. директора школы по научно-методической работе (I ступень обучения, научно-методическая деятельность учащихся и педагогов школы); Майорова Анна Александровна, куратор расписания; Сагинова Елена Сергеевна, заместитель директора школы по воспитательной работе; Дружицкая Ольга Владимировна, заместитель директора по административно-хозяйственной работе

Миссия ОУ

Интеграция личности школьников в систему мировой и национальной культур как способ их жизненного самоопределения.

Приоритетные направления работы

Создание условий для  жизненного самоопределения учащихся
Формирование социальных компетентностей через деятельность Детского Общественного Движения «Добрые Дети Мира»
Индивидуализация образовательной деятельности
Инновационная деятельность

Создание условий  для жизненного самоопределения учащихся  достигается через: развитие межкультурной компетенции; развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка; профилизацию на старшей ступени обучения; выявление и сопровождение одарённых, талантливых детей; использование в учебном процессе здоровье-сберегающих технологий; изучение творческого наследия А. С. Пушкина; развитие опыта ученического самоуправления.
На базе школы создана первичная организация Детского Общественного Движения «Добрые Дети Мира», целью которой является формирование у детей и подростков духовно-нравственных ценностей, взаимоуважения, взаимопонимания, а также популяризация добрых дел. В соответствии с письмом  Департамента образования Ярославской области № 1248/01-10 от 02.04.09 г. наша школа координатором деятельности образовательных учреждений Ярославской области в рамках движения «Добрые Дети Мира».
Содержание работы заключается в переходе к созданию индивидуальных траекторий обучения в 10-х классах: обучающиеся и их законные представители получают возможность самостоятельно выбрать набор базовых, профильных и расширенных предметов, а также элективные курсы.
2007-2008 гг. - проведен диагностический этап по выявлению индивидуального развития школьников и их индивидуальных  предпочтений;  2008-2009 гг. -  организована работа творческих групп педагогов («Индивидуализация образовательной деятельности», «Индивидуализация воспитания», «Мониторинг образовательных результатов», «Школьный маркетинг»), которые сопровождают индивидуальный выбор учащихся; с сентября 2008 г. на базе школы работает ГОМЦ «Управление индивидуализацией образовательной деятельности школьников в работе учителей иностранного языка».
Инновационная деятельность осуществляется по четырем основным направлениям:

  • «Организация совместных российско-немецких проектов с целью интеграции учащихся в системе мировой и национальной культур» (цель - использование ученического проектирования с целью развития самоопределения школьников и реализации их индивидуальных особенностей);
  • «Внедрение современных образовательных технологий» (цель - внедрение современных педагогических технологий в образовательную деятельность школы, способствующих индивидуализации  образовательной деятельности школы).
  • «Туристско-краеведческая деятельность» (цель - воспитание гражданина и патриота своей страны через туристско-краеведческую деятельность).
  • «Волонтерская работа в школе» (цель - внедрение в молодежную среду принципов солидарности, сотрудничества, безвозмездности и ответственности).

Особенности организации образовательного процесса

Основные общеобразовательные программы начального общего образования («Школа 2100» и система обучения Л. В. Занкова); основные общеобразовательные программы основного общего образования; основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную)  подготовку  обучающихся по немецкому языку; основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования; авторская программа «Английский язык как второй иностранный»; программа Министерства образования и науки РФ «Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка».
На основании лицензии в школе осуществляется обучение по дополнительным общеобразовательным программам в рамках «Школы будущего первоклассника».
В школе работают спортивные секции: волейбольная, баскетбольная, секция туризма (совместно с туристическим клубом «Одиссей»).
В школе существуют: Совет школы, Попечительский Совет, Родительский комитет, Совет школьников.
На третьей ступени обучения акцент делается на профессиональное самоопределение учащихся. В школе открыты следующие профильные классы. Филологический (договор о сотрудничестве с факультетом иностранных языков ЯГПУ им. К. Д.  Ушинского): углубленное изучение немецкого, русского языков, литературы; дополнительные курсы: «Страноведение», «Бизнес-курс немецкого языка», «Немецкая филология», «Экономический немецкий». Социально-экономический (договор о сотрудничестве с историческим факультетом ЯГПУ им. К. Д. Ушинского): расширенное изучение истории, математики; углубленное изучение обществознания (право, экономика), иностранных языков; дополнительные курсы: «Мировая художественная культура», «Бизнес-курс немецкого языка», «Основы психолого-педагогической подготовки», «Социальная педагогика». - Физико-математический (договор о совместной деятельности с автомеханическим факультетом ЯГТУ): углубленное изучение математики, информатики и физики; дополнительные курсы: «Основы инженерной графики», «Решение задач повышенной сложности  по физике и математике». Биолого-психологический (договор о сотрудничестве с кафедрой биологии ипсихологииЯрГУ им. П. Г. Демидова): углубленное изучение биологии; дополнительные курсы: «Теория психологии», «Психология общения», «Биологический и химический практикум».
За период существования из стен школы вышло 88 золотых и 173 серебряных медалиста.
Воспитательная работа в школе осуществляется по четырем направлениям: «Учение»; «Общение»; «Здоровье»; «Досуг».
На протяжении 40 лет в школе работает Клуб Друзей Немецкого Языка. Совет школы определяет перспективные направления функционирования и развития школы, обеспечивает привлечение общественности к решению наиболее важных вопросов школьной жизни, осуществляет защиту прав и интересов всех участников педагогического процесса, утверждает концепцию развития школы и целевые программы, осуществляет издание локальных актов в соответствии с Уставом школы, взаимодействие с различными административными органами, общественными организациями, учебными заведениями Ярославля.
Задачами Попечительского совета школы являются формирование устойчивого финансирования Фонда развития образования, финансирование основных программ развития (плана работы) общеобразовательного учреждения.

Достижения: учреждение

Наличие статуса призера в областном конкурсе 1997 г.- «Лучшая школа России». 2001г. – победитель всероссийского  конкурса института им. И.В.Гёте «Россия-Германия». 2003 г.- призер международного  конкурса института им. И.В.Гёте «Россия-Германия». 2002-2004 гг.. - на базе школы действует ГОМЦ «Дебаты». 2003-2005 гг..- на базе школы открыт ГОМЦ «Коммуникативные технологии в обучении немецкому языку».  2005 г. – школа вошла в число 37 школ РФ, где ведется преподавание немецкого языка на получение Диплома Конференции министров земель ФРГ II ступени. 2006 г.- Победитель конкурса  общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. 2008 г.на базе школы действует ГОМЦ «Управление индивидуализацией образовательной деятельности школьников в обучении иностранному языку» .
Проектная работа    учащихся школы «Немецкий Ярославль»широко освещалась в средствах массовой информации как в России «Moskauer Deutsche Zeitung»(№8, 2002), «Северный край» (март 2002), так и за рубежом «Hessische Allgemeine» (сентябрь, 2003).  
Опыт работы школы по направлению «Индивидуализация образовательной деятельности» опубликован в монографии под ред. М.И. Рожкова  «Индивидуализация профилактики  потребления психоактивных веществ в детской среде», Ярославль, 2008 г. и в методическом пособии под ред. М.В. Груздева и М.И. Рожкова «Индивидуализация образовательной деятельности школьников», Ярославль, 2009 г.
Работа по направлению «Индивидуализация» требует развитой системы тьютерства. 
В роли тьютора- консультанта  по вопросам работы с интерактивной доской HITACHI и мобильным классом фирмы Apple выступает Майорова А. А.
Табунова Т. А. является сертифицированным консультантом по языковой и методической работе по немецкому языку (с 2004 года является мультипликатором по языковой и методической работе Немецкого образовательного Центра при П. Кирхи, С- Петербург, транслирует опыт работы для Ярославской, Костромской, Вологодской областей).

Достижения: дети

Конференция «Открытие» (российский этап): 2005г. – 2 место; 2006 г. -1,2 места; 2007 г. – 3 место, 2009 г.- 2 место.
Всероссийская олимпиада школьников по немецкому языку (российский этап): 2005 г. – Диплом лауреата; 2006 г. – Диплом лауреата ; 2007 г.- Диплом лауреата; 2009 г.- Диплом  участника Всероссийской Олимпиады школьников по немецкому языку II степени.
Предметные олимпиады по биологии, географии, русскому языку, истории, психологии, немецкому языку, литературе, обществознанию, химии, английскому языку, литературе (областной этап): 2005/2006 гг. – 9 призеров; 2006/2007 гг. – 8 призеров; 2007/2008 гг. – 11 призеров.
2008-2009 гг. - конкурс «Немецкий плюс» (областной этап): 2005 г. - 1, 2, 3 места. Конференция «Открытие»: 2005 г. два первых места; 2006 г. – 1, 2, 3 места; 2007г. 1, 3 места., 2009 г.-1, 3 места в работе секции «Языкознание».
Чемпионат интеллектуальных игр « Команда года» (областной этап): 2008 г. – два вторых места. Чемпионат по «Дебатам» (областной этап): 2006 г. – 1, 2 места. Конкурс «Эта знакомая, незнакомая Австрия» (областной этап): 2006 г. – 1, 3 места. Конкурс по немецкому языку «Респект, Гессен» (областной этап): два призера. Интеллектуальная историко-краеведческая игра «Ярославль тысячелетний» (областной этап): 2008 г. – 1 место. Областной конкурс по русскому языку «Команда года»- 1 место (городской этап). 
Работа с одарёнными детьми в МОУ СОШ № 43 носит плановый характер. Ежегодно в плане работы школы включается проведение научно-исследовательской деятельности учащихся, Дней проектов, научно-исследовательских форумов.
Большое внимание уделяется  учащимся, имеющим выраженные лингвистические способности. Это выражается в частности в индивидуализации подхода к обучению таких детей (индивидуальные задания повышенной сложности, работа над подготовкой рефератов по страноведческой, литературоведческой и иной тематике).
МОУ СОШ № 43 сотрудничает с различными учреждениями дополнительного образования, цель которых – работа с одарёнными учащимися. В качестве примера можно привести  Центр «Олимп», в течение ряда лет преподаватели школы № 43 вели  дополнительные  занятия  по иностранному (немецкому языку) на базе данного учреждения.  Ежегодно учащиеся школы принимают участие в занятиях  центра « Олимп»  по немецкому и английскому языку. Особое внимание уделяется работе с одаренными учащимися  на старшей ступени обучения. С  2005 года школа принимает участие в программе « Немецкий языковой диплом». В рамках работы данной программы занятия проводятся преподавателем из Германии.  Итогом данной программы должен явиться экзамен, который включает в себя в том числе и защиту реферата на иностранном языке, куратором  учащихся  при  подготовке реферата является Томас Венк (преподаватель немецкого языка, Гессен, Германия). По рекомендации данного преподавателя  особо одарённые учащиеся имеют возможность пройти языковую стажировку в Германии  ( 2007 год – Гудкова  Елизавета,  2009 год – Матис Валерия ). Под руководством преподавателей школы учащиеся МОУ СОШ № 43 регулярно принимают участие в конкурсах института имени Гёте , с апреля 2009 года   проходит отборочный этап конкурса « Lesefuchs». Данный конкурс предусматривает знакомство с современной молодёжной литературой Германии (источник изучается в оригинале), обсуждение данного произведения на иностранном языке , заключительный этап данного конкурса проводится в г. Москве и проходит по технологии «Дебаты».
С 2006 года учащиеся 8,10-х классов, имеющие особые успехи в изучении немецкого языка, принимают участие в программе школьных обменов д-ра П. Гёбеля, которая даёт возможность обучаться в школах Германии на протяжении 3-х месяцев и проживать в немецких семьях.
 Результатом работы с одаренными детьми является их участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах различного уровня.
В апреле 2009г. ученица 11 фил. класса, Табунова Анастасия, стала призером Всероссийской Олимпиады школьников по немецкому языку.

Дополнительные услуги

Главной целью работы « Школы будущего первоклассника» является всестороннее развитие ребенка: его мотивационный сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Программа включает в себя следующие разделы:

  • совместная работа школы и родителей по подготовке детей к школьному обучению;
  • знакомство с родителями.

Родительское собрание, посвященное знакомству с учителями, со школьными требованиями, представление систем обучения. Помощь родителям в выборе системы обучения (развивающая система «Школа 2100», развивающая система Л. В. Занкова).  Занятия психолога с детьми с целью выявления уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе.
Работа по адаптации детей - будущих первоклассников: развивающие занятия с детьми; работа с трудноадаптируемыми детьми; диагностика дезадаптации; родительское собрание, посвященное проблемам адаптации детей и их решение; комплектование  первых классов.
Разработаны программа проведения летних языковых лагерей для учащихся начальной школы (изучение немецкого языка) и Программы языков курсов  «Воскресная школа для детей, начинающих изучать немецкий язык», «Немецкий язык для взрослых»- языковые курсы для родителей.
В игровой занимательной форме в течение 3-4 месяцев педагоги проводят занятия для ребят по программам четырех курсов.
Будущие первоклассники на занятия курса «Занимательная математика» путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают новые подвижные игры с математическими заданиями.
Большая роль на занятиях курса «В мире русского языка» отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Целью курса «Умелые руки» является расширение трудового опыта детей, познание окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя, развитие трудовых умений, умения планировать и организовывать свою работу, сформировать увлеченность трудом, развить у детей самостоятельное творчество, аккуратность.
Предлагаемый курс «Учусь общаться» вводится с целью дальнейшего развития и совершенствования коммуникативных навыков детей, его ведет педагог – психолог школы. Курс включает в себя занятия, направленные на развитие навыков общения и сплочения группы, мелкой и крупной моторики, внимания, мышления, памяти, восприятия, упражнения, направленные на развитие умения работать по правилам.
Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Основной целью проведения языковых лагерей и «Воскресной школы» является повышение мотивации при изучении немецкого языка, снятие трудностей, языковых барьеров, развитие индивидуальных способностей младших школьников посредством изучения иностранного языка.
Задача курсов по изучению немецкого языка для родителей - изучение основ иностранного языка (уровень владения-В-1,В-2) приобщение к языку и  культуре немецкоговорящих стран.

Социальные партнеры

Немецкая академическая служба обменов (DAAD)
Международный фонд волонтеров (AFS
Представительство зарубежных школ ФРГ (ZfAS)
Институт имени Гете
Объединение «Партнеры Ярославля»
Общество Российско-Германской дружбы
Гимназия им. Гердера г. Кассель (земля Гессен)
Гимназия г. Радена (земля Северная Рейн-Вестфалия) 
Ассамблея народов мира
Региональная немецкая культурная автономия Ярославской области
объединение немцев Ярославской области
Гимназия № 1527 г. Москвы и Евро-школа г. Костромы
ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, ЯрГУ им. П. Г. Демидова, ЯГТУ, Институт лингвистики МУБиНТ
Учреждения дополнительного образования детей (Клуб «Одиссей», «Восхождение», «Созвездие»)

Регулярно выделяют стипендии для учителей немецкого языка, прошедших специальный конкурсный отбор, для повышения квалификации за рубежом. Предоставляет возможность школьникам-волонтерам из различных государств мира (в практике, в основном, из Германии и Англии) общаться с учащимися школы, обеспечивая межкультурный обмен, организацию совместны проектов. 
Сопровождает деятельность педагогов и учащихся школы в рамках программы «Языковой немецкий Диплом», предоставляет учащимся старших классов участвовать в проектах на получение стипендии, дающей право продолжать образование в учебных заведениях ФРГ; регулярно в школе от данной организации работают учителя немецкого языка – представители земель ФРГ, имеющие право преподавать по программе «Немецкий языковой диплом 2-ой ступени»  и принимать экзамен, альтернативный вступительному экзамену по немецкому языку в учебные заведения ФРГ. Не только создают условия для установления межкультурных коммуникаций, но способствуют формированию общечеловеческих качеств личности школьников обеих стран через проведение многочисленных совместных мероприятий спортивной, познавательной, туристической и др. направленности.
Сотрудничество с немецкими гимназиями позволяет учащимся школы участвовать в международных проектах и акциях, при поддержки мэрии г. Ярославля и управления г. Касселя и Радена, представляя на совместных встречах, не столько образовательное учреждение, сколько свою малую родину. Как социальные партнеры школы  создают условия для общения учащихся с представителями малых народов России, российскими немцами, изучения их этнических особенностей и традиций. Организация совместных мероприятияй для старшеклассников исследовательско-познавательного содержания, а также консультации и обмен опытом. Организуют обучение учащихся профильных классов на своей базе, активно привлекают учащихся для участия  в российских и областных олимпиадах  и научных конференциях,  обеспечивая не только качественную профильную подготовку, но и осуществляя профориентацию выпускников на свои специальности. На протяжении многих лет школа является базовой площадкой для проведения педагогической практики студентов ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Проводят совместно со школой воспитательные мероприятия спортивно-туристической направленности, успешно решают проблемы занятости детей и подростков в свободное от учебы время.

Материально-техническое оснащение

Уроки физической культуры проходят на базе игрового зала физкультурно-оздоровительного комплекса №1 на ул. Б.Октябрьской размером 18 х 36 м, снабженного всем необходимым спортивным инвентарем, раздевалками, душевыми кабинами и туалетом.
В настоящее время в школе функционируют два  кабинета информатики (на  10 ученических мест и 1 место учителя каждый). 
Для работы биологического профиля в школе оборудован кабинет биологии, снабженный компьютером, проектором и передвижным экраном. Для работы филологического профиля оборудован кабинет русского языка и литературы, снабженный компьютером, проектором и экраном. Для работы физико-математического профиля в школе оборудован кабинет математики, снабженный плазменной панелью и интерактивной доской. Для работы социально-экономического профиля используется мобильный мультимедийный класс, состоящий из 11 ноутбуков, объединенных  локальной беспроводной сетью. Для углубленного изучения иностранных языков используется лингафонный кабинет на 12 посадочных мест.
Для осуществления обучения также используются: телевизоры – 19,  видеомагнитофоны – 7, DVD плееры - 12, музыкальные центры -5, магнитофоны – 10, музыкальные инструменты – 7.