Проект «Лицо школы»

 

МОУ СОШ №48



Адрес, телефон, проезд, руководство

Индекс: 150065,  г. Ярославль, ул. Папанина, д.10 а, контактный телефон с кодом города:  (4852)  75-32-04, 75-34-42, факс: (4852) 75-64-97. E-mail:   yarsch048@yandex.ru . Адрес сайта учреждения: http://school48.edu.yar.ru  
Ф.И.О. директора: Качан Валентина Леонидовна. Проезд от жд. Вокзала «Ярославль – Главный»: маршрутное такси № 36, 85, 99 от автовокзала: маршрутное такси № 37, 73.

Миссия ОУ

Мы создаем в школе условия для сохранения  здоровья детей. Способствуем развитию творческих способностей каждого ученика с учетом его познавательных интересов и возможностей, формированию  его нравственной позиции  на основе гражданского самосознания. Обеспечиваем качество образования, гарантирующее самореализацию учащихся сегодня и в будущем, в соответствии с потребностями общества.

Приоритетные направления работы

Методическая работа в школе  направлена на повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе новых педагогических технологий, основанных на принципах  личностно-ориентированного обучения.
Коллектив школы  работает над методической темой: «Повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе новых педагогических технологий, основанных на принципах личностно-ориентированного обучения, способствующих раскрытию духовного, нравственного потенциала учащихся».   
Работа над темой ведется четвертый год. Были определены следующие задачи: формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытии творческого потенциала ученика, развитии культуры и нравственности учащихся; стимулирование и мотивация учителей к применению новых методик обучения; изучение методик личностно-ориентированного обучения; совершенствование педагогического мастерства.
Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными детьми, повышение мотивации к обучению у учащихся, развитие их способностей, а также ознакомление учителей с новинками методической и педагогической литературы.
Методическое объединение учителей физической культуры разработало методику «здоровьесберегающего урока» на основе личностно-ориентированного подхода к обучению. Главным среди здоровьесберегающих программ учителя школы считают принцип «развивающей помощи». Он состоит в том, что надо делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам сделал выбор, принимал решения и отвечал за них. Следовательно педагог, стремящийся к личностному ориентированному обучению, должен придерживаться определенных правил. Опыт представлен в работе руководителя методического объединения,  победителя ПНПО среди учителей Беляева Андрея Николаевича в работе «Личностно- ориентированное обучение на уроках физической культуры».
Личностно-ориентированное обучение так же реализуется в методических темах учителей начальной школы Сапожниковой И.В. «Повышение эффективности обучения на уроках чтения через использование в учебном процессе дифференцированного подхода с учетом индивидуальных возможностей ученика», Ткачевой А.А. «Повышение грамотности учащихся на уроках русского языка через использование  дифференцированного подхода с учетом индивидуальных возможностей ученика». 
Методическая тема школы наиболее полно раскрывается учителями русского языка и литературы: Дашкова М.В. «Раскрытие духовно-нравстенного потенциала учащихся на принципах личностно-ориентированного обучения», Качан В.Л., Трузгина И.Л.  «Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы в 6 классе», Левина М.Г., Сопетина И.В.  «Технология проведения уроков разной целевой направленности дидактической системы деятельностного метода «Школа – 2000…», Нестерова Н.А. «Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка для повышения эффективности обучения и формирования социально-активной личности».
Одним из важнейших направлений деятельности школы является совершенствование управления качеством образовательного процесса, установление соответствия уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных стандартов. Используемая школой модель управления качеством образования предполагает систематическое отслеживание уровня учебных достижений школьников. В течение последнего ряда лет используются методы статистического анализа. Анализ уровня учебных достижений за три последних года свидетельствуют о том, что образовательные программы в полном объеме освоили 100% обучаемых. Следует отметить увеличение качества знаний учащихся первой ступени.  
Учителя и ученики школы являются участниками международных проектов и программ. Самым значимым событием в прошедшие три года считаем встречу с маэстро Ростроповичем в 2006 году в рамках Всероссийского проекта «Гепатиту В – нет!», в котором школа принимает участие совместно с детской поликлиникой №5.
Участие в 2006 году в  областном конкурсе «Лидер в образовании» с  проектом многопрофильный центр дополнительного образования  детей как средство удовлетворения социальных и образовательных потребностей учащихся. 
Участие в конкурсе общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные проекты. Проект «Школа равных возможностей» (Доступность дополнительных образовательных услуг как   средство интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья  в образовательную среду школы).
Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей школы. Кадровая работа включает в себя следующие элементы: подбор и расстановка кадров; обучение и развитие кадров; создание условий на рабочем месте; материальное стимулирование; индивидуальная работа с разными категориями учителей; курсовая подготовка кадров; изучение, обобщение, использование опыта учителей высокого профессионализма; выявление и развитие способностей каждого ученика через предоставление широкого спектра дополнительных образовательных услуг.
При выборе стратегического направления развития мы исходили, прежде всего, из социального запроса учащихся и их родителей. Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося по образовательным программам, с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических и интеллектуальных возможностей.
Принципы, лежащие в основе построения образовательной программы школы, сориентированы на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей, внутреннего духовного мира, на свободное сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей, на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого учащегося.
Основная цель воспитательной работы в школе  - формирование нравственной позиции школьника на основе гражданского самосознания и личностного развития.
Концептуальная воспитательная задача школьного коллектива отражает современные представления о гражданском воспитании. В этом направлении имеются практические разработки учителей школы: Труфанова Н.Ф. «Гражданское воспитание в современной школе», где рассматриваются основные проблемы и тенденции развития современного общества, проблемы социализации человека; Труфанова Н.Ф. – авторский проект «Гражданин мира»;  Смирнова Т.П. «Нравственное воспитание школьников», Рябинина О.Ю. «Изучение вопросов краеведения на уроках и во внеурочной деятельности школьников».
Системообразующая  познавательная деятельность на основе интеграции основного и дополнительного образования, учебной и внеучебной деятельности, позволила создать комплекс образовательно-воспитательных мероприятий по практической реализации целей воспитательной концепции школы. Структура гражданско-правового воспитания в нашем образовательном учреждении:образовательная область «История» и «Обществознание»: межкурсовые и межпредметные связи, реализация программ элективных курсов «Становление гражданского общества: исторические истоки и современность», «Политология», «Мир. Общество. Человек»; образовательная  область «Искусство», «Литература».
Интеграция основного и дополнительного образования: реализация программы дополнительного образования «Права и свободы человека: исторические аспекты и современность»; школьная исследовательская конференция «Россия и Зарубежье» с использованием межкурсовых и межпредметных связей, представителей общественности; школьная краеведческая конференция «Ярославль 1000-летний»; участие школьников в олимпиадах по истории, избирательному праву, литературе.
Интеграция учебной и внеучебной деятельности: участие в городском конкурсе «Мои права: декларация или реальность?»; ежегодное участие в правовых играх старшеклассников «Мои права», «Сам себе адвокат» на городском и районном уровне; организация «круглых столов» историков, юных правоведов, ролевых игр и творческих программ на правовую тематику и аспектов гражданственности; участие в городских общественных движениях. Акция «Добрых дел»; участие старшеклассников в работе районного клуба «Молодой избиратель».
Показатели практических умений учеников школы №48 является их работа в школьном самоуправлении. Знания основ парламентаризма, конституционализма применяются учениками в их законотворческой деятельности по программе школьного самоуправления «Город искателей».
Система воспитательной работы школы динамично развивается на основе авторской школьной программы «Истоки», научным руководителем которой является профессор ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Г.Ю. Филипповский. Основная цель воспитательной программы «Истоки» - гражданское воспитание учащихся на основе постижения школьниками локальных, общерусских, общеславянских истоков и общечеловеческих ценностей.
Основные идеи воспитательной программы: идея гражданского самосознания, идея национального согласия, идея общенационального развития, идея разума и приоритета общечеловеческих ценностей. Программа «Истоки» реализуется по четырем тематическим периодам: в основе 1 тематического периода - идея гражданского самосознания. Цели воспитательной работы в этом периоде: постижение ребенком “локальных” истоков - своей малой родины, познавательная, творческая и коммуникативная деятельность учащихся по осознанию своей роли в жизни коллектива класса, школы, района. Ключевые творческие дела: День Знаний, День Учителя.
В основе 2 тематического периода – идея национального согласия. Цель работы: постижение ребенком идеи национального согласия через реализацию самостоятельного и самобытного творчества учащихся. Ключевые творческие дела: праздники «Посвящение в первоклассники», День матери, День героя, Новый год.
В основе 3 тематического периода “Общеславянские истоки”   идея развития. Цель воспитательной работы: воспитание в детях чувства общности со славянскими народами на основе сопричастности к славянским культурно-бытовым, просветительским традициям. Ключевым мероприятием III тематического периода и всего учебного года является фестиваль “Кириллица” в рамках Всероссийского детского фестивального движения. Вокруг этого праздника группируется весь комплекс воспитательных мероприятий программы “Истоки”.
Задачи фестиваля: содействовать знакомству учащихся со славянской культурой и культурой народов мира; вызвать интерес к историко-культурному развитию Ярославского края, Заволжского района города Ярославля; способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся.
В основе 4 тематического периода  “Общечеловеческие истоки” идея разума (“Разумное, Доброе, Вечное”). Цель: формирование нравственной позиции подрастающего человека, творческая, коммуникативная работа учащихся по осмыслению общечеловеческих ценностей.
Отличительная особенность четвертого тематического периода - наличие творческих отчетов по различным видам учебной и внеучебной деятельности. Ключевые творческие дела в этом периоде: День Победы, День семьи, праздник “Последний звонок”, творческие отчеты коллективов художественно-эстетического отделения. 
Все участники школьного сообщества творчески осмысливают истоки развития национальной науки и культуры, соизмеряя  эти значения с пониманием личной ответственности за судьбу гражданского общества в России.
Школа в рамках проекта «Центр здоровья» реализует программу «Комплексный подход к развитию спортивно-оздоровительной деятельности». Физическое и психологическое состояние сегодняшних детей и подростков диктует нам, педагогам и медикам острую и безотлагательную необходимость создания в каждой школе среды, позволяющей сберегать и укреплять здоровье школьников. В нашей школе разработана программа организации именно такого учебно-воспитательного процесса.
Цели и направления этой программы: основные задачи, которые предстоит решить в ходе ее реализации, - это, во-первых, внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий, сберегающих здоровье учащихся, методов  профилактики утомляемости, повышения моторной и психоэмоциональной активности школьников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Во-вторых, создание в учебном заведении комфортного микроклимата для развития интеллектуальной, эмоциональной и духовной культуры детей, расширение воспитательного пространства. И, в-третьих, совместные и синхронные действия с учреждениями здравоохранения, физкультуры и спорта.

Особенности организации образовательного процесса

Главным  условием и ресурсом для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования в школе являются: сохранение в штатном расписании центра дополнительного образования детей,  состоящего из четырех отделений: спортивно-оздоровительного; военно-патриотического; художественно-эстетического; туристско-краеведческого; спортивно-оздоровительный комплекс «Олимп»: зал для оздоровительных игр; зал художественной гимнастики; лыжная  база; Управляющий школьный совет(государственно-общественное управление школой), в который входят представители общественности, депутаты муниципалитета и областной Государственной Думы Ярославской области. Детское школьное телевидение;  детская студия журналистики; газета «Горизонты школы №48.
Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося по образовательным программам, с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических и интеллектуальных возможностей.
Принципы, лежащие в основе построения образовательной программы школы, сориентированы на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей, внутреннего духовного мира, на свободное сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей, на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого учащегося.
Образовательный процесс в школе строится по трем ступеням обучения. Первая ступень – начальное общее образование т. е. начальная школа (нормативный срок освоения 4 года) – обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. На 2007–2008 учебный год в начальной школе скомплектовано 13 классов. Из них: программа «Школа России» – 8 классов; программа «2100» – 2 класса; программа «21 век» – 3 класса.
По уставу школы первые классы в течение года, а вторые и пятые классы в течение первой четверти работают по безотметочной системе обучения. В первых классах введена 5-дневная учебная неделя.
Вторая ступень – основное общее образование  (нормативный срок освоения 5 лет) – обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
На этом этапе начинается дифференциация содержания образования. В учебный план на этой ступени включены базовые предметы: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, обществознание, география, природоведение, биология, физика, химия, музыка, МХК изобразительное искусство, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, технология, черчение, информатика, историческое краеведение. С 9 класса начинается предпрофильная подготовка учащихся (для самоопределения выпускников основной школы). В дополнение к обязательным предметам введены курсы по выбору: «Граждановедение», «Основы потребительской культуры», «Химия и жизнь» и др.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования  (нормативный срок освоения два года) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие интереса к познанию и творческих способностей. В дополнение к обязательным предметам введены элективные учебные предметы: «Гражданское общество: исторические истоки», «Практикум инженерного проектирования», «Методы решения задач по химии», «Грибы и лишайники», «Замечательные неравенства», «Мир. Общество. Человек», «Практикум решения текстовых экономических задач математическим способом».
Третья ступень. Содержание образования и задачи обучения учащихся на третьей ступени реализуются через базовые предметы: русский язык, литература, иностранный язык, алгебра и начала анализа, геометрия, информатика, история, обществознание, география, основы безопасности жизнедеятельности, биология, химия, физика, МХК, физическая культура, технология.
В 2007-2008 учебном году школа в шестой раз участвовала в эксперименте по  единому государственному экзамену. Государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена  проводилась по шести предметам: математике (обязательный экзамен); физике, химии, биологии, истории России, русскому  языку (экзамены по выбору). По сравнению с 2006-2007 годом увеличилось количество выпускников, выбравших экзамены в форме единого государственного экзамена: по русскому языку на 4%, по истории России на 7%, по биологии на 8%. Растет количество учеников, успешно сдающих единый государственный экзамен по математике: в 2007-2008  учебном году их состав пополнился на 29%.  С каждым годом увеличивается количество участников единого государственного экзамена  по русскому языку. Важно, что процент учащихся, успешно сдающих единый государственный экзамен растет: в  2005-2006 учебном  году - 92% учащихся имели  положительные оценки, в  2006-207 учебном году -  97%, в  2007 - 2008 учебном году -  98 % учащихся. 
А также увеличивается количество учащихся, сдающих единый экзамен по русскому языку на «хорошо» и «отлично». С 2006  по 2008 год этот показатель вырос на 12%. Таким образом, количество  учащихся, показывающих  качественные результаты, увеличивается. В 2007-2008 учебном году учащиеся, выбравшие единый государственный экзамен  по истории России, химии и биологии,   имеют 100% качество знаний. 
Количество выпускников, продолжающих обучение в высших учебных заведениях Ярославля, Москвы, Твери, Иваново  и других городов, от 63% в 2006 году увеличилось до  75% в 2008 году, 52% из них обучаются на бюджетных местах.  За период с 2006 по 2008 год  15 выпускникам вручена  районная стипендия, имена 9 учеников школы занесены в справочник «Лучшие выпускники Ярославской области».
Основу воспитательной концепции школы составляет авторская воспитательная программа “Истоки”, научным руководителем которой является профессор ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Г.Ю. Филипповский. Основная цель воспитательной программы «Истоки» - гражданское воспитание учащихся на основе постижения школьниками локальных, общерусских, общеславянских истоков и общечеловеческих ценностей.
В структуре школы имеется центр дополнительного образования детей,  состоящий  из четырех отделений: художественно-эстетического, военно-патриотического, туристско-краеведческого, спортивно-оздоровительного. 
Деятельность Центра дополнительного образования в школе направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию подрастающего поколения, отражает перспективные демократические тенденции современного школьного образования.
С 2000 года в школе работает краеведческий историко-литературный музейный центр «Родные истоки и Кирилло-Мефодиевские традиции», который в 2001 году получил свидетельство № 8183 о присвоении звания «Школьный музей» за большую поисково-исследовательскую общественно-полезную работу, создание интересной экспозиции и успехи в воспитании учащихся. Музей имеет просветительскую направленность, он выполняет интегративную функцию в системе краеведческого, патриотического и нравственного воспитания учащихся. На базе музея учащиеся занимаются поисково-исследовательской работой по краеведению, готовят и проводят экскурсии, организуют тематические выставки и экспозиции: «Родная школа, ее история и истоки», «Ярослав Мудрый – созидатель и просветитель».
Краеведческая работа  в школе осуществляется также в рамках литературно-краеведческих и досуговых объединений. Учащиеся знакомятся с историей Отечества, совершая поездки и экскурсии по памятным местам города и области, что позитивно сказывается на развитии кругозора учащихся, расширении знаний, полученных на занятиях. По итогам работы в 2007/2008 учебном году музей истории города Ярославля отметил коллектив школы благодарственным письмом за активное участие в патриотических мероприятиях, направленных на воспитание в молодом поколении лучших гражданских нравственных качеств через приобщение к историко-культурному наследию своей  малой родины.
В рамках военно-патриотического отделения организована работа шести объединений. Учащиеся школы ежегодно участвуют в областном конкурсе по избирательному праву, конкурсах «Мои права: декларация или реальность?» (1,2 место в 2007-2008г.), «Сам себе адвокат» (1 место в районе, 4 место в городе в 2008/2009г.), городском смотре строя и песни «Салют, Победа!» (3 место в 2006/2007г.), городском фестивале-конкурсе театральных коллективов на английском языке (1 место в 2007/2008г.). В рамках программы «Школа безопасности» в ежегодных межрегиональных соревнованиях по линии МЧС России команды школы занимали в 2006/2007 и 2007/2008 годах призовые места. С начала 2008/2009 учебного года в школе организован кадетский класс «Юный спасатель-пожарный».
С мая 1999 года в школе выпускается газета «Горизонты школы № 48», которая отражает жизнь школы, позволяет ученикам проявить свои литературные способности. За этот период выпущено 32 номера газеты. Ученица 10 класса  заняла 2 место в ежегодном городском конкурсе гражданско-патриотической лирики «Как жить и плакать без тебя..», участвовала в работе городского форума «Мы рождены для печатных изданий». За активную работу ученица нашей школы  была награждена путевкой в международный детский лагерь в Болгарии.
Учащиеся школы имеют возможность заниматься музыкой, вокалом, народным, эстрадным и современным танцами, прикладным творчеством на базе художественно-эстетического отделения, объединяющего учащихся с 1 по 10 класс. Учащиеся ежегодно принимают участие в областном конкурсе «Радуга» (1 место в 2007/2008 учебном году), «За безопасность дорожного движения» (1,2 места в 2006/2007 г.г.), городских конкурсах «Моя семья», «Пернатая радуга» (диплом 1 степени в 2007-2008г.), районном конкурсе театральных коллективов «Волшебный свет рампы» (диплом «За актуальность выбора темы» в 2007/2008 г.).
Учащиеся школы с большим удовольствием занимаются в 11 спортивных секциях спортивно-оздоровительного отделения. Ежегодно школьные команды занимают призовые места на  Всероссийских, региональных и городских  соревнованиях по баскетболу, волейболу, бейсболу, лыжным гонкам, легкой атлетике.
Таким образом, дополнительное образования в школе реализуется как интегративная сфера, объединяющая в единый процесс воспитание, обучение и развитие учащихся школы.
С января 2008 года в школе создан управляющий Совет. Государственно-общественное управление  позволило школе стать более открытой, понятной, формируется новый тип отношений к образованию, позитивный имидж школы.  Основными задачами Совета являются: определение основных направлений развития школы и её образовательной программы; содействие в повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности школы, в рациональном использовании  средств, полученных от её собственной деятельности и иных источников; содействие в формировании оптимальных условий организации образовательного процесса; осуществление контроля в соблюдении здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе.
За год работы управляющего Совета решались следующие вопросы: выбор комиссии управляющего Совета, выбор координаторов между управляющим Советом и общешкольным родительским комитетом, принято решение об охране школы охранной фирмой «Барс», решен вопрос о введении делового стиля в одежде учащихся, оказана помощь председателем управляющего Совета Зуевой С.В. в написании программы развития школы до 2014 года, оказана помощь членами управляющего Совета в подготовке и проведении открытого информационно-аналитического (публичного) доклада о состоянии и результатах деятельности школы за 2007-2008 учебный год.
Членами управляющего Совета Зуевой С.В. и Беляевой Н.А. проведен мониторинг, дана характеристика современного состояния учебно-воспитательного процесса, определены проблемы и перспективы развития учреждения, которые составили основу программы развития образовательного учреждения, кооптируемым членом управляющего Совета Котовым Н.Б. – начальником управления МЧС России по городу Ярославлю была оказана помощь в создании сети кадетских классов направленности «Юный пожарный – спасатель», первый  набор  детей произведен в сентябре 2008 года, принято решение о выпуске сборника детского творчества силами членов управляющего Совета.

Достижения: учреждение

В 2000 году школа принимала участие и стала призером в областном конкурсе «Лучшая школа России» в номинации «Массовая,  общеобразовательная школа». В 2001 году школа стала лауреатом  областного конкурса по  качеству Ярославской области. С 2003 года по 2008 год школа становится победителем Всероссийского конкурса «Школа года». В 2005 году школа стала дипломантом областного конкурса по качеству Ярославской области. В 2007 году школа приняла участие и стала победителем Всероссийского конкурса в рамках ПНПО «Лучшие учителя России». В 2006 году школа приняла участие в областном конкурсе «Лидер в образовании».
В 2009 году школа приняла участие в областном конкурсе «Лучшие школы России». В 2009 году школа приняла участие в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений Ярославской области, реализующих инновационные образовательные проекты. В 2006, в 2007  годах  школа приняла участие в муниципальном конкурсе «Учитель года». В 2008 году школа приняла участие и стала призером муниципального конкурса «Учитель года». С 2006 года по 2009 год школа ежегодно принимает участие в муниципальном конкурсе «Открой себя». 2007,2008 годах школа участвует  в межрегиональном фестивале образовательных услуг «Ярмишка». 
Участие в 2006 году в  областном конкурсе «Лидер в образовании» с  проектом «Многопрофильный центр дополнительного образования  детей как средство удовлетворения социальных и образовательных потребностей учащихся».
Цель проекта: расширение сети дополнительных образовательных услуг,   способствующих удовлетворению образовательных  и социальных  потребностей учащихся. Результаты, полученные в ходе реализации проекта: программы дополнительного образования, разработаны  программы элективных курсов по выбору  в рамках предпрофильной подготовки учащихся, разработаны методические рекомендации для реализации  технологии уровневой дифференциации в учебном процессе (журнал «Качество образования в школе» №1 за 2008 год статья «Роль руководителя в освоении технологии уровневой дифференциации» автор Качан В.Л.).
Участие в конкурсе общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные проекты. Проект «Школа равных возможностей» (Доступность дополнительных образовательных услуг как   средство интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья  в образовательную среду школы). Проблема проекта, его  актуальность и значимость заключается в том,  что существует отрицательная динамика показателей числа детей с ограниченными возможностями здоровья в Ярославской области. Научные исследования показывают, что на сегодняшний день нет практической модели оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, которая объединяла бы лучшие достижения  систем образования, здравоохранения, социальной защиты и других заинтересованных ведомств. В Заволжском районе города Ярославля в микрорайоне школы находятся: спортивная школа №7, школа искусств №2, другие учреждения дополнительного образования,  но они не готовы работать с такой категорией детей. Мониторинг, проведенный научно-методическим центром социологических исследований города Ярославля показал, что дополнительные образовательные услуги востребованы этими детьми, однако,  только 10% учащихся, посещают его из-за отсутствия специальных условий.  В рамках проекта детям предоставляется возможность   выбора занятий по интересам, склонностям, решения психологических проблем, что в конечном итоге  позволит ребенку успешнее осваивать основные общеобразовательные программы.
Решение задачи интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья  в образовательную среду лежит в сфере межведомственного взаимодействия  и социального  партнерства. Координация действий образовательного учреждения с представителями  здравоохранения,  культуры, науки, социальной защиты, органов местного самоуправления, родительской общественности -  главный механизм решения проблемы, который будет реализован через Координационный совет.
Данный проект является социально значимым и позволяет обратить особое внимание ведомств, общественности на проблемы детей с ограниченными возможностями.
В результате его реализации: дети получат реальный доступ ко всем образовательным ресурсам школы; повысится  степень социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья; повысится степень толерантности участников образовательного процесса.
Инновационность проекта заключается в использовании ресурсов межведомственного взаимодействия и системы дополнительного образования для того, чтобы обеспечить  открытость  образовательного учреждения, устранения изоляции ребёнка в «особом школьном» социуме и улучшения общего качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Созданные условия в центре дополнительного бразования детей нашей школы позволят нам предоставлять  специальные дополнительные услуги  детям из соседних школ: гимназии  №3, школы № 52.
Учителя школы могут поделиться опытом работы. Хапаева Т.А. – учитель химии: «Использование ИКТ на разных этапах урока химии», «Использование тестового контроля на уроках химии». Труфанова Н.Ф. – учитель истории: «Использование технологии «Дебаты» на уроках истории». Беляев А.Н. – учитель физической культуры: «Использование личностно-ориентированного подхода к обучению на уроках физической культуры». Левина М.Г. – учитель русского языка и литературы: «Использование метода критического мышления на уроках литературы». Кузнецова С.В. – учитель начальных классов «Технология проведения уроков разной целевой направленности дидактической системы деятельностного метода «Школа – 2000…» . Флягина М.Н. – учитель начальных классов «Технология проведения уроков разной целевой направленности дидактической системы деятельностного метода «Школа – 2000…». Кузнецов М.А. – учитель биологии: разработчик пилотного проекта «Ковчег – территория науки». Качан В.Л. – директор школы: «Внедрение технологии уровневой дифференциации в учебный процесс школы».

Достижения: дети

С 2006-2008 годы – 16 призеров  предметных олимпиад, предметных конкурсов международного, Всероссийского , регионального уровней: всероссийский конкурс  «Юность, наука, культура»  номинация «Английский язык» в  городе  Обнинске; всероссийский заочный  конкурс «Интеллектуально- творческий потенциал России». Интеллект- рейтинг. Номинация «Английский язык»; всероссийские межрегиональные соревнования детско- юношеского движения «Школа безопасности» среди учащихся общеобразовательных школ Центрального региона Российской Федерации (ОБЖ); всероссийский заочный  конкурс «Интеллектуально- творческий потенциал России». Интеллект- рейтинг. Номинация «История»; международная  игра- конкурс «Русский медвежонок»; международная  игра- конкурс «Кенгуру»; международная  игра- конкурс «Золотое Руно»; международный конкурс исследовательских работ школьников Белоруссии и России «Общность народов - общность литератур».
С 1998 по 2008 годы школа выпустила 43 медалиста (11 – золотых, 32 -  серебряные медали).
В целях обеспечения благоприятных условий для развития талантливых детей, сохранения и приумножения их интеллектуального и творческого потенциала, а так же повышения качества образования и воспитания школьников в нашей школе существует система работы с мотивированными и одаренными учащимися. При её разработке ставились следующие задачи: совершенствование существующей системы выявления, сопровождения и специальной поддержки одаренных детей, создание психолого-консультационной службы для оказания им психологической помощи; отбор из различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; создание условий для укрепления здоровья одаренных детей; расширение возможностей для участия способных и одаренных  школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Работа с одаренными детьми и развитие интеллектуальных способностей учащихся осуществляется через школьное научное общество, действующее с 2000 года. На ежегодные школьные научные конференции представляется ежегодно  более 60-ти работ учащихся по краеведению, истории, обществознанию, литературе, русскому и иностранным языкам, химии, географии, мировой художественной культуре. Учащиеся школы ежегодно принимают участие в конференциях и конкурсах районного, городского, регионального, всероссийского и международного уровня: «Золотое руно», «Общность народов – общность литератур» (1 место в 2007/2008, 2008/2009г.), «Интеллект будущего» в номинациях «Иностранный язык», «Живая история», «Отечество», «Ярославль тысячелетний».    

Дополнительные услуги

Центр дополнительного образования детей в структуре школы. Существует система работы с будущими первоклассниками в рамках  школьной  программы «Малышок». Центр состоит из четырех отделений: военно-патриотического; художественно-эстетического; туристско-краеведческого; спортивно-оздоровительного.
Всего в центре дополнительного образования детей занимаются 1300 учащихся в 38 кружках, студиях, секциях. Особенность военно-патриотического отделения заключается в создании сети кадетских классов, направленности «Юный спасатель – пожарный», работа в рамках Всероссийской программы по линии МЧС России «Школа выживания».
Туристско-краеведческое, в рамках которого работает историко-литературный музейный центр «Родные истоки и кирилло-мефодиевские традиции».  Экспозиции музея посвящены истории просвещения, истокам знаний, истокам нашей грамоты. Научным руководителем и консультантом музея является профессор, заведующий  кафедрой  древнерусской литературы Герман Юрьевич Филипповский.
Художественно-эстетическое отделение одно из самых многочисленных. В нем занимается около 500 воспитанников. В отделении  есть свои традиции: «Посвящение в музыканты», «Школьная филармония». Эстетическое воспитание учащихся является одной из приоритетных задач отделения.  Учащиеся имеют возможность посещать уроки хореографии, сольфеджио, вокала, изобразительного искусства, индивидуальные занятия игры на инструменте.
Спортивно-оздоровительное отделение, в котором занимаются более 600 детей. Физическое и психологическое состояние детей и подростков диктует нам, педагогам и медикам острую и безотлагательную необходимость создания в  школе среды, позволяющей сберегать и укреплять здоровье школьников. В нашей школе разработана программа именно такого учебно-воспитательного процесса. А вся школьная жизнь отражается на школьном сайте и на страницах школьной газеты «Горизонты школы №48.
С 1999 года в школе создана студия журналистики,  в рамках которой выпускается школьная газета «Горизонты школы №48». Через газету ведется пропаганда просветительской деятельности, пропаганда здорового образа жизни, освещаются вопросы государственно-общественного управления школой, органов детского самоуправления.

Социальные партнеры

Отдел социальной защиты мэрии города Ярославля
ЗАО «Социальное питание»
ГЦРО 
ИРО Ярославской области

Образовательные учреждения города Ярославля,  Ярославской области, другими регионами России, а также осуществляет международные связи с республикой Молдова  в рамках международного детского фестивального движения. Построение модели современной школы  на основе принципа культуросообразности через интеграцию основного и дополнительного образования невозможно без расширения связей с социальными партнерами во всех  основных направлениях деятельности образовательного учреждения. Для налаживания более эффективной работы, выстраивания открытого образовательного пространства в социуме коллектив школы под руководством управляющего Совета расширяет  взаимодействие со многими социальными партнерами.

Материально-техническое оснащение

В состав школы входят: столовая на 120 мест, буфет, медицинский кабинет, процедурно-прививочный кабинет; комната санитарной гигиены, ; библиотека; медиатека; читальный зал; актовый зал на 160 мест; 36 учебных кабинетов; методический кабинет; бухгалтерия.
Для занятий спортом: спортивно-оздоровительный комплекс «Олимп», зал для оздоровительных игр; зал художественной гимнастики; лыжная  база; два спортивных зала; зал хореографии; тренажерный зал (тренажеры на разные группы мышц 12 шт.).
2 компьютерных класса- 26 компьютеров; ноутбук  – 1 шт; мультимедийный проектор  - 2 шт; принтер – 8 шт4 ксерокс – 4 шт; компьютер администратора – 9 шт.
Оборудование учебных  кабинетов: телевизор – 5 шт; телевизор демонстрационный – 1 шт; DVD – 3 шт; микроскопы – 15 шт.
Центр дополнительного образования детей: рояль – 1 шт; -цифровое пианино – 1 шт; микшерный пульт – 2 шт4 пианино- 7 шт; музыкальный центр – 3 шт; музыкальная станция – 1 шт. 
Имеющаяся материально-техническая база позволяет образовательному учреждению строить модель современной школы на основе принципа культуросообразности через интеграцию основного и дополнительного образования; способствует выявлению и развитию способностей каждого ученика; создает условия для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.