Проект «Лицо школы»

 

МОУ Бурмакинская СОШ №2



Адрес, телефон, проезд, руководство

152295 Ярославская обл., Некрасовский р-он., село Бурмакино, ул. Центральная д. 21, (485 31) 53-1-36.
Проезд: автобусом  Ярославль-Рождественно отправление с автостанции.
Директор: Зрулина Светлана Анатольевна, зам. по УВР Брянцева Елена Петровна.

Миссия ОУ

Миссией школы является создание для обучающихся школы оптимальных условий по овладению ключевыми компетентностями, необходимыми для жизни и профессиональной реализации в поликультурной и высокотехнологичной среде, а также воспитание здоровой личности.

Приоритетные направления работы

Укрепление и сохранение здоровья детей.
Цели:

  • создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни;
  • формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре;
  • достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.

Задачи:

  • пропаганда здорового образа жизни на уроках, на классных часах, мероприятиях;                                                                                                                                                                                                                                                                                                           
  • формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья;
  • обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

Проблемы:

  • ухудшение социального положения семей в микрорайоне;
  • необеспеченность детей полноценным питанием;
  • достаточно высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;
  • невысокий уровень общей культуры родителей.

Здоровьесберегающая деятельность.
Основные направления:

  • диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей, медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, анализ состояния здоровья; взаимодействие с медицинскими учреждениями, учреждением культуры, работа с микрорайоном школы;
  • поддержка санитарно- гигиенического режима, профилактика травматизма, постоянный контроль за выполнением санитарных норм и предписаний органов надзора,  своевременный ремонт здания и оборудования, регулярная корректировка инструкций по ТБ, инструктирование;
  • взаимодействие с медицинскими учреждениями, учреждением культуры, работа с микрорайоном школы
  • усиление двигательного режима, проведение физкультминуток на уроках, приобретение спортинвентаря, охват детей спортивными кружками, взаимодействие с областным Центром туризма, использование бюджетных средств;
  • валеологическое сопровождение учебного процесса, ведение элективных курсов в 9 классе, снятие стрессогенных ситуаций.

Ожидаемые результаты:

  • создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию обучающихся;
  • у учащихся должны быть выработаны формы поведения, помогающие избежать опасностей для жизни и здоровья;
  • снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.

ОУ имеет статус муниципальной экспериментальной площадки по теме «Использование цифровых образовательных ресурсов в системе патриотического воспитания».
Мы разрабатываем методическую тему: «Использование информационных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе». Методическое объединение преподавателей гуманитарного цикла реализует проект «Использование ЦОР на уроках естественного цикла».

Особенности организации образовательного процесса

«В основе специфики образовательной программы лежит принцип развивающего обучения: это отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразование учащихся; развитие умственных способностей; использование современных педагогических технологий и ИКТ, с помощью которых формируются навыки рационального умственного труда».
Профиль 10-11 классов – универсальный.
Образовательная система направлена на формирование ключевых компетентностей: информационная, коммуникативная, умение решать проблемы. Внедрение в образовательный и воспитательный процессы интерактивных технологий (метод проектов, КСО), создание на всех уровнях "портфолио" достижений.
Формирование для каждого учащегося 10-11 классов индивидуальной образовательной траектории. 
Активное развитие самоуправления: детского, родительской общественности, профсоюзной организации, совета школы. Стимулирование общественного управления. 
Направление образовательного процесса на повышение качества образования через усвоение ЗУН и формирования ключевых компетентностей; на стабилизацию самооценки школьников через осознание своих достижений через технологию "портфолио".  Внедрение в образовательный процесс метода проектов, позволяющего учащимся формулировать цели и достигать их. 
Направить воспитательный процесс на формирования ключевых компетентностей через организацию детского самоуправления, через моделирование процессов, происходящих в обществе с целью получения навыка принятия детьми социально - значимых ролей. Внедрить в воспитательный образовательный процесс метод проектов, позволяющий учащимся формулировать цели своей деятельности, разрабатывать пути достижения целей, достигать их. Внедрить в воспитательный процесс технологию "портфолио". 
Интеграция задач воспитания в учебный процесс.
Образовательные технологии, используемые в образовательном процессе:

  • проблемное обучение создаёт в учебной деятельности проблемные ситуации и организует активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности;
  • групповые технологии обеспечивают активность учебного процесса (работает каждый ученик), достигается высокий уровень усвоения содержания;
  • игровые технологии   формируют у обучающихся интерес к учебной деятельности, удовлетворяют потребности личности в самовыражении, самоутверждении, расширяют кругозор, развивают познавательную деятельность, формируют определённые умения и навыки, необходимые в практической деятельности, развивают общеучебные умения и навыки;
  • технология проектов формируют навыки проектной деятельности, работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению;
  • информационные технологии формируют умение обучающихся работать с информацией, принимать оптимальные решения, развивать коммуникативные способности, изменяют и обогащают содержание образования;
  • технологии уровневой дифференциации повышают уровень мотивации учения, каждый ребёнок обучается на уровне его возможностей и способностей;
  • тестовые технологии проверяют значительный по объёму учебный материал, возможность быстро оценить уровень усвоения материала каждым учеником, готовят к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ.

Сильные стороны в обучении, результаты ЕГЭ  в 2006-2007 учебном году:  высокий балл по русскому языку (79 б.). Это намного выше, чем средний балл по области (53,8);  высокий балл по математике (61 б.), по области средний балл составлял 49,8; высокий балл по истории (64 б.) Средний по области – 55,4 б.
Концепция школьного сообщества. Повышение качества жизни детского коллектива через создание условий для социализации детей. Повышение качества жизни и социально- психологического климата через создание командной организационной культуры в школе. Проведение политики на формирование партнерских отношений между учителями и учащимися.
Воспитательная работа в  нашей школе осуществляется  в соответствии  с районными и школьными воспитательными программами.
Ведущими направлениями воспитания являются;  патриотическое воспитание, воспитание нравственности,  здоровье, развитие интеллектуального потенциала, профессиональное самоопределение.
Интеллектуальное развитие наших учеников, патриотическое, эстетическое воспитание, приобщение их к труду и спорту – являются основными направлениями работы школы в настоящее время.
Краеведение – органичная часть патриотического воспитания школьников. для изучения прошлого и настоящего  родного края в нашей школе ежегодно организуются туристско-краеведческие походы по изучению родного края.
Эстетическое воспитании. В школе представлены разные, но равные возможности всем детям реализовать себя в различных областях искусства: музыка, театр, живопись, фотография, резьба по дереву. Творческие коллективы школы – постоянные участники районных и областных конкурсов рисунков, стихов, фотографий.
Здоровье – самая большая ценность человека, которую не купишь за деньги. Третий год классные руководители работают с учащимися по программам Здоровья, утверждённым  Департаментом образования Ярославской области и Министерством образования РФ,  выбранные программы соответствуют возрастным особенностям школьников, работа по программам ведется регулярно. Программы нацелены на формирование негативного отношения к вредным привычкам, учат основам здорового  образа жизни и безопасного поведения. Ежегодно в январе проводится акция «Мы выбираем здоровье», в рамках которой дети рисуют, пишут стихи, проводятся внеклассные мероприятия «Если хочешь быть здоров», «Путешествие в страну Зелёного Змия», «Мы – здоровое поколение». 
Укреплению здоровья и физическому развитию  школьников способствует спортивная работа, согласно годовому циклу в школе проводятся спортивные соревнования по лёгкой атлетике, игровым видам спорта, шашкам, шахматам, силовому многоборью.   
Воспитание патриотизма, гражданственности является неотъемлемой частью работы школы. В рамках патриотического воспитания проводятся классные часы, знакомящие  с символикой России, важными историческими событиями страны, области, района, встречи с ветеранами войны и труда.  На базе школы в этом  2007 -2008 году работали два  детских объединения  патриотической  направленности: «Турист – краевед» и «Патриот», воспитанники  данных объединений  принимали участие в районных и областных соревнованиях. Итогами успешной работы можно считать:  2 место в районной  военно-спортивной игре «Зарница», неоднократные победы на областных туристических  соревнованиях. В школе организованы кружки : «Природа и мы» и «  В мире цветов», в ходе работы которых учащиеся  проводили мероприятия по озеленению  классов и пришкольной территории, учились выращивать рассаду, делать поделки из природного и бросового материала, изучали  вопросы  экологии. 
Многие дела  патриотической  направленности уже стали традиционными и проводятся ежегодно. Одним из таких дел является школьная краеведческая конференция. Подготовка к краеведческой конференции длится в течение всего учебного года, каждый класс  собирает материал по определенной тематике и в зависимости от возрастных особенностей, уровню подготовленности готовит сообщение, доклад или исследовательскую работу. Лучшие работы  учащиеся представляют на районной   краеведческой конференции. 
Большое внимание уделяется  духовно – нравственному воспитанию, умению выделить для себя нравственные приоритеты, овладению основными понятиями нравственного поведения, культуры общения.  Темы многих уроков  литературы,  истории, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства  были посвящены формированию нравственных понятий - доброта, милосердие, порядочность, честь, совесть. По  духовно-нравственному воспитанию разработан цикл классных часов. 
В 2007 – 2008 уч.году зародилась дружба и сотрудничество с настоятелем Воскресенской церкви Отцом Андреем, который  был организатором  экскурсионных поездок   в Алексиевскую пустынь, Сергиев Посад («Троице – Сергиеву лавру»), Москву (музей истории города, «Храм Христа Спасителя»), Николо – Сольбский монастырь. Эти поездки духовно обогащают детей.  Не только культурная программа, но и общение с Отцом Андреем   воспитывают нравственные качества  и гражданскую позицию.
В школе проводится целенаправленная работа по профилактике правонарушений среди обучающихся. Классные руководители проводили  в течение года  классные часы по теме «Профилактика правонарушений, были составлены   планы индивидуальной работы с детьми « группы риска» и их родителями.  На внутришкольном контроле состоит трое учащихся, имеющих проблемы с дисциплиной и  недобросовестное отношение к  учебной деятельности. В настоящее время классные руководители осваивают технологию индивидуального сопровождения детей группы риска, разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты.
Готовя детей к взрослой жизни, осознанному выбору профессии, мы проводим целенаправленную работу по профессиональному самоопределению. Диагностические исследования, информируем о разнообразии профессий, учебных заведениях и спросе на рынке труда, воспитываем уважение к людям труда и профессиональной деятельности.
На протяжении нескольких лет ведётся диагностика   изменений уровня воспитанности наших учеников, которая помогает выявить проблемы для школы, классов и отдельных учащихся и сделать воспитательную работу более целенаправленной. 
В школе хорошо развита и работает система дополнительного образования, направленная на развитие  способностей обучающихся. Успешно работают  11 кружков:

  • развитие детского творчества 1 («Драматический»);
  • развитие изобразительной деятельности -2 («Юный журналист», «Глазами фотографа»),
  • развитие экологического мышления -2 –(«Природа и мы», «В мире цветов»);
  • развитие технического творчества -1 – («Умелец»);
  • развитие спортивных способностей -1  - («Сильные, ловкие, умелые»);
  • развитие туристических навыков  -1 –  («Турист – краевед»);
  • развитие компьютерной грамотности -1- («Азы  компьютерной грамотности»);
  • обучение навыкам дорожного движения -1 – («Уроки Светофорика»);
  • подготовке к службе в армии («Патриот»).

Достижения: учреждение

Муниципальный районный конкурс визитных карточек школы  (участник).
Муниципальный конкурс программ летних оздоровительных лагерей  дневного пребывания. (участник).
Областной конкурс программ  патриотической направленности (участник).
Смотр-конкурс на лучшую организацию работы по профилактике детского травматизма на улицах и дорогах среди ОУ Некрасовского МР (призёр)
Муниципальный конкурс творческих работ «Рождественский букет» (участник).
Муниципальный конкурс сайтов ОУ (участник).

Достижения: дети

Работая по реализации программы «Одарённые дети», мы выявили детей, обладающих следующими видами одарённости:

  • спортивными способностями – 7 человек;
  • художественными способностями -2 человека;
  • способности к исследовательской деятельности – 2 человека;
  • литературными способностями – 2 человека;
  • творческими (артистическими)  способностями – 1 человек.

Ведётся паспорт работы с одарёнными детьми, личные карточки, в которые вписываются достижения учащихся.
В школе  ежегодно проводится изучение интересов и склонностей обучающихся, создана карта интересов учащихся. Для реализации способностей в школе организуются конкурсы творческих работ учащихся, выставки. Мы активно  привлекаем учащихся к участию в районных, областных творческих конкурсах. С одарёнными детьми ведётся  индивидуальная работа, каждый одарённый ребёнок имеет педагога-наставника, который помогает совершенствовать и реализовывать способности. Одарённые учащиеся участвуют в районных мастер  классах.
Успешность работы с одарёнными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией обучающихся в начальной школе.
1 этап- аналитический- при выявлении одарённых детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Этот этап  (1-4 класс) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей обучающихся, предложить такое количество  дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Творческий потенциал ребёнка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности- в области художественного развития.
Урочная и внеурочная деятельность  строиться таким образом, чтобы обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта , и  служит  основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II  и  III  ступени.
2 этап- диагностический-(5-9 классы)- на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Содержание работы с одарёнными обучающимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать обучающихся на непрерывное обучение, процесс познания для таких детей должен быть самоценным. 
На 2 этапе происходит постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям  и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим  к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одарёнными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы.
Важным фактором , влияющим на развитие одарённых обучающихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной  воспитательной работы в школе.
3 этап – этап формирования, углубления и развития  способностей обучюащихся (10-11 класс).
Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого , с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально- адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенций , которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникативного пространства. 
Формы работы с одарёнными обучающимися:

  • групповые занятия с сильными обучающимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • спецкурсы;
  • консультирование обучающихся в заочных школах при ВУЗах;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам.

Серебряные медалисты:

  • 1999  год  Бурматов Павел;
  • 2002 год Ведерникова Татьяна;
  • 2007 год Козлова Светлана.

Дополнительные услуги

Рабато с будущими первоклассниками.
Сентябрь: работа с классным коллективом, проведение классного часа «Знакомство со школой, школьными правилами», определение уровня познавательной  активности, культуры поведения.
Ноябрь: классно- обобщающий контроль в 1 классе, изучение психолого- педагогических проблем в период адаптации.
Февраль- апрель: посещение учителем занятий в детском саду, знакомство с будущими первоклассниками, их уровнем подготовки к школе.

Социальные партнеры

Мы не одиноки в воспитании наших детей – у нас есть хорошие социальные партнёры, с которыми мы ведём совместную работу.
С детским садом  у нас одна цель – воспитание детей, поэтому мы тесно сотрудничаем. Ученики ходят в гости к малышам, а воспитанники детского сада частые гости школы. Особенно тесно сотрудничаем по экологическому воспитанию, в настоящее время  в помещении детского сада оформляется музей Русского быта педагогами школы и воспитателями.
В доме культуры мы проводим вечера, художественный руководитель Виноградова Н.Л. часто  проводит мероприятия для учащихся, особенно младших классов. В этом году хорошо прошло мероприятие «Мама, папа, я – творческая семья», в котором принимали участие семьи Онищенко,  Кравченко, Сидоренко.
Сельская библиотека проводит  интересные  литературные праздники для учащихся, особенно в летний период.
Работники ФАПа неусыпно следят за здоровьем наших детей и в учебное время, во время работы летнего лагеря, в каникулы.
Молодёжный центр Импульс ведёт активную  профилактическую работу, готовит детей к выбору профессий, помогает трудоустроиться  и подзаработать во время летних каникул.
Центр детского творчества «Созвездие» помогает организовать занятость детей в свободное время, тесно сотрудничает с детскими организациями, организует лагеря актива, для одарённых детей, «Волонтёр»,  которые наши дети с удовольствием посещают.

Материально-техническое оснащение

В школе работают кабинеты: информатики, физики, русского языка и литературы, технологии, химии, биологии, искусства, учебная мастерская . Ежегодно пополняется учебное оборудование в кабинетах физики, химии для выполнения практической части программы, приобретаются наглядные средства обучения. В каждом кабинете имеются стенды, информация на которых постоянно обновляется, собран  дидактический материал.